Екатерина Комарова
Проект «ЗОЖ на занятиях изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«ЗОЖ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила :
Воспитатель Комарова Е. А.
г. о. Химки
Цель: Воспитывать привычку здорового образа жизни. Формировать умение заботиться о своем здоровье.
Задачи:
-Развивать мелкую моторику пальцев рук.
-Развивать внимание, мышление, память.
-Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.
Публикация «Проект „ЗОЖ на занятиях изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Актуальность: К сожалению, показатели состояния здоровья малышей XXI века значительно снижаются, увеличивается количество ребят с хроническими нарушениями и серьёзными отклонениями в развитии. В связи с этим остро поднялся вопрос о воспитание привычек к ЗОЖ — освоение комплексных мер, нацеленных на сохранение здоровья, профилактику разного рода недомоганий, а также общее укрепление всего организма. В детском саду воспитание привычки к ЗОЖ у детей реализуется через все виды образовательной деятельности :
-непосредственно образовательную деятельность (занятия);
-внеучебную образовательную деятельность (проведение утренников, спортивных соревнований, в том числе и с участием родителей);
-образовательную деятельность при выполнении распорядка дня (на прогулках, при выполнении зарядки и пр.).
Задача любого воспитателя, в том числе и воспитателя по изобразительной деятельности состоит в следующем : создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья. Приведенные ниже технологии направлены не на освоение изобразительной грамоты, а позволяют пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни.
Цель нетрадиционных техник ИЗО искусства - помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может озвучить, дать выход творческой энергии. Такие технологии можно определить как здоровьесберегающие, направленные на сохранение или восстановление здоровья воспитанников и их адаптацию к условиям дошкольного образовательного учреждения путем реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала. Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Методами арт-терапии (терапии искусством) можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие. Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее. Решение задач развития должно рассматриваться при этом в тесной связи с задачами сохранения и восстановления их здоровья. Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Основные правила при проведении занятий :
1) неприемлемы команды, указания, требования, принуждение;
2) ребенок вправе выбрать подходящие для него виды и содержание работы, изобразительные материалы и собственный темп;
3) воспитанник может отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т. п. (способы включения детей в работу во многом зависят от педагогического такта и мастерства воспитателя); 4) запрещены оценивающие суждения, отметки, критика, наказания. Применение здоровьесберегающих технологий ИЗО искусства особенно эффективно в ДОУ, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. Данные технологии способствуют творческому самовыражению, развитию сенсорных способностей, воображения, эстетического опыта, снижают утомляемость, развивают потенциал личности, формируют положительную самооценку ребёнка и его позитивное отношение к окружающему миру, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками, повышают групповую сплочённость.
Некоторые технологии, направленные на развитие моторики, особенно тонких дифференцированных движений рук, способствуют повышению уровня умственного развития детей.
Упражнения
Начальный этап
Области применения.
- Развитие уверенности в себе, уверенности в своих способностях.
- Снятие тревожности перед выполнением работы.
- Развитие моторики руки.
Рисование в «воздухе».
Воспитатель рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.
Озорные рисунки.
Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Работа с бумагой для создания коллажа
Области применения.
- Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.
- Отработка негативных чувств и ресурсов.
- Работа в команде – развитие сплочения.
- Развитие рефлексии.
"Коллаж" происходит от французского слова, буквально обозначающего "наклеивание". Это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов. В графических коллажах обычно используются вырезанные картинки,бумага разного цвета и фактуры, а также ткань, фольга и т. д. К тому же техника коллажа позволяет смешивать наклеивание и непосредственно "работу руками" - т. е. ваяние кистью, пером и прочее. Чтобы сделать коллаж, не нужно соблюдать правил. Это творческий процесс, в котором дети отражают свои мысли, эмоции или воспоминания.
I вариант.
Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т. д., ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Работа длится, пока звучит музыка. Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, группа разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.
Второй этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.
II вариант. Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.
Работа с бумагой и красками.
Области применения.
– Снижение эмоциональной напряженности.
– Осознание своих чувств, переживаний.
– Управление своими чувствами.
«Выдувание соломинкой».
Используется соломинка для коктейля. На сухую бумагу наносится жидкая лужица акварельными красками. Это должна быть именно лужа. Берем соломинку и, держа ее в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем дуть. В зависимости от скорости и направления потока воздуха наша лужа будет по-особому растекаться. Таким образом, можно получить неожиданные образы. Эта технология хорошо влияет на развитие дыхательного аппарата, улучшает работу клеток головного мозга.
Кляксография.
Основой данной техники рисования является клякса. В понимании многих клякса ассоциируется с неряшливостью, неаккуратностью. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно-творческой деятельности детей. Задачей данного вида рисования является понимание детьми симметричности – зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получатся необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли. Недостающие детали дорисовываются. Для начала пробуем работать с одной краской, потом с несколькими. Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.
1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».
2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения. Дорисовывать, при необходимости, недостающие детали.
Рисование по точкам.
Из самого названия очевидно, что собой представляет данная технология Воспитатель заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Их нужно соединять в последовательности. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название. Технология направлена на совершенствование координации и точности.
Графическая музыка.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.). Такого рода упражнения, в «почеркушках», имеют терапевтический эффект, помогают освободиться от стресса, снять напряжение, агрессивность.
Пальцевая живопись.
Рисование пальцами – нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущей руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур. Можно выполнить пейзаж в стиле пуантилизма.
Набрызгивание.
Набрызгивание – способ получения множества мелких пятнышек на рисунке, что позволяет создавать интересные эффекты. Брызги выглядят темнее, чем краска на бумажной палитре. Получается набрызгивание путем смачивания в акварельной краске кисти из жесткоой щетины или зубной щетки и стряхивания с нее краски на рисунок. Набрызгивать краску можно на сухой лист (сухой слой краски, влажный или совсем мокрый. В зависимости от этого эффект будет разным. Также варьируется и густота акварельной краски, от которой тоже зависит конечный результат. Интересный эффект возникает, если краска набрызгивается на частично влажную поверхность. В этом случае краска растекается по всему листу бумаги. Если планшет находится под углом, капельки при набрызгивании будут овальной формы. Если пофантазировать с этим акварельным приемом на практике, то можно получить самые разнообразные интересные результаты. Эффектные результаты дает использование разных цветов акварели, переменное закрытие от брызг краски разных участков рисунка с помощью трафарета, скотча или маскирующей жидкости. Засушенные дома листья могут послужить отличной основой для композиции в технике набрызгивание - главное, подбирать листья нужного размера и как можно более ярко выраженной формы. В дополнение к листьям можно использовать самостоятельно изготовленные шаблоны цветов, ваз и всего, что душа пожелает (можно даже ничего не использовать, а просто создавать абстрактные композиции). При необходимости можно дорисовать гуашью тонкие веточки, ягодки или еще что-то подобное. Только не нужно стараться что-то дополнительно обвести - это и так уже было сделано средствами набрызгивания.
Штампы.
Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (листья, цветы, травинки, камешки, птичье перо и т. д.) или дома (пористая губка, тюль, сеточка и др.). Покрытые краской предметы отпечатывать на листе бумаги. Создать из отпечатков целостную композицию или образ.
Работа с пластилином и тестом
Области применения.
- Для отработки любого неприятного чувства: обида, гнев, страх и т. д.
- В работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.
- Работа с собственными ресурсами.
- Снятие тревожности, агрессивности.
- Управление своим эмоциональным состоянием.
Терапевтический эффект достигается развитием моторики руки, а также мускульными действиями: сжимание, разглаживание, сплющивание.
Формообразование способствует психологической разрядке, снятию эмоционального напряжения.
Первый этап. Группе даё тся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка (соответствующая теме) необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т. д., не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ.
Второй этап. Воспитанникам предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили дети? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и, какое чувство преобладает при завершенном результате и т. д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.
Пластилиновая живопись. По предварительному контурному изображению предмета, ребенку предлагается размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.
Рисование песком (солью).
Области применения.
- Развитие моторики.
- Снять стресс, успокоиться, расслабиться.
- Избавиться от страхов, тревог, беспокойств.
- Выразить внутренние конфликты и переживания.
- Повысить самооценку и веру в свои силы (взаимодействовать с песком -достаточно просто и практически всегда получается что-то интересное).
- Открыть в себе новые грани и таланты, избавиться на время от множества мыслей и взглянуть вглубь себя.
Для применения данного метода необходимо немного инструментов: чистый песок, можно цветной (такой песок можно приобрести в специализированных магазинах, а также поддон или световой стол. Естественно, что одни и те же инструменты используются в работе многократно. При рисовании песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен, и нарисованные сюжеты можно легко изменить, скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс.
Рисование песком как художественно-терапевтический метод полезно в работе с детьми практически всех возрастов: от самых маленьких до старшеклассников. Рисование песком позволяет решать многие развивающие, психодиагностические и психотерапевтические задачи. Для детей младшего возраста и детей с ОВЗ рисование песком выступает как способ развития моторики, а развитие моторики напрямую связано с развитием головного мозга, когнитивных функций.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.