Лидия Стефаненко
Конспект занятия «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной к школе группе
Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова».
Программное содержание:
1. Углубить знания детей о родном городе.
2. Обобщить и закрепить знания о творчестве композитора Н. А. Римского-Корсакова.
3. Учить детей выражать свои знания и чувства словом, предложением, небольшим рассказом.
4. Учить слушать музыку, развиваться в исполнении разных инструментов
5. Воспитываем любовь и уважение к великому земляку.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с жизнью и творчеством Н, А, Римского-Корсакова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
6. Воспитание любви к прекрасному (музыке, сказкам).
Материал: подборка музыкального материала, портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова, иллюстрации по сказкам А. С. Пушкина, фотографии Дома-музея Н. А. Римского-Корсакова.
Предварительная работа: цикл экскурсий в Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова, участие детей в выставке детского художественного творчества, слушание музыкальных произведений композитора
Ход:
Звучит музыка Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Музыкальный руководитель: Какая музыка сейчас звучала? («Полет шмеля» из оперы-сказки «Сказка о царе Салтане»).
-Где мы слышали эту музыку? (в доме-музее Н. А. Римского-Корсакова).
- В старой части нашего города есть музей, который тихвинцы берегут, ценят, любят и гордятся им.
Есть над речкой – рекой
Дом, где с музыкой ладишь,
Где коснется рукой, чуть задумчивых клавиш
И тотчас оживет в этом доме старинном
Русской песни полет волшебный и дивный.
Музыкальный руководитель: Это и есть Государственный Дом-музей Н. А. Римского- Корсакова. Дому этому свыше 150 лет. Опишите внешний вид дома (это жёлтый дом с мезонином с 11 окнами, на котором находится мемориальная доска, на которой написано, что здесь родился и жил великий русский композитор Н. А Римский-Корсаков).
- Мы с вами были в доме-музее. Расскажите, что вам особенно понравилось там?
Дети:
- Мне понравилось в доме-музее музыка, в которой слышен перезвон колоколов и муз. «Полет шмеля» из оперы-сказки о царе Салтане, а еще рисунки маленького Ники. - А мне понравились картинки к опере «Садко», где певец «Садко» сидит на берегу моря, а морской царь слушал его, и картины к опере-сказке «Снегурочка», где изображен пастушок Лель и Снегурочка и еще картинка к опере. «Кощей бессмертный».
Музыкальный руководитель: Дети, кто такой Н. А. Римский-Корсаков?
Дети: Это великий русский композитор, наш земляк.
Музыкальный руководитель: Родился Николай Андреевич Римский-Корсаков более ста семидесяти лет назад. До 12 лет он жил в Тихвине.
Мать композитора звали Софья Васильевна, отца- Андрей Петрович, брата- Воин Андреевич.
- Как ласково домашние называли в детстве Н. А.? (Ника).
- Чем Ника любил заниматься в детстве? (Любил заниматься рисованием, смотреть на звездное небо, хотел стать моряком, занимался кораблестроением, хорошо подражал пению птиц).
Музыкальный руководитель: Да, Ника хорошо знал звездное небо, он показывал и называл звезды матери. Горячо любил брата- морского офицера. Когда Воин Андреевич приезжал в Тихвин, Ника расспрашивал его о море, кораблях, оснастке.
- Как Нику прозвал брат? (Вопросительным знаком).
Музыкальный руководитель: Любовь к музыке композитору привили его родители: отец-Андрей Петрович и мать, которая хорошо играла и пела, отец тоже играл на рояле. В доме все время звучала музыка. В четыре года Ника научился играть на фортепиано. Он был способным мальчиком. Быстро научился читать и считать и в 11 лет написал первое сочинение на стихотворение «Бабочка».
- Что особенно запомнилось композитору из окружающих мест? (Успенский собор).
Музыкальный руководитель: В памяти композитора остался большой монастырь, высокие стены, удары большого монастырского колокола. До сих пор слышим перезвон колоколов в Доме-музее Н. А. Римского-Корсакова. В 12 лет Ника поступил учиться в морской корпус. После его окончания отправился в кругосветное путешествие. После путешествия он начинает серьезно писать музыку. Первой оперой была «Псковитянка», а затем он пишет еще и еще.
- Сколько опер-сказок он написал? (9 опер-сказок).
Музыкальный руководитель: Всего он написал 15 опер.
- Какие вы знаете оперы-сказки? («Кащей бессмертный», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Псковитянка», «Майская ночь»).
Мы сегодня поговорим о 10- ой опере-сказке «Сказка о царе Салтане». На слова А. С. Пушкина композитор пишет эту оперу. Это очень созвучная радостная опера.
- Вспомните о каких 3-х чудесах говорится в царстве Гвидона? (О белке, 33 богатырях, царевне-лебеде).
Празднично звучит тема волшебного города, радостный, ликующий перезвон колоколов. Музыкальная характеристика 1-го чуда- белочки подсказана самим народом. Это мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Музыкальный руководитель: На каком инструменте исполнена песенка белочки? (На флейте).
Мелодия этой песни перерастает в грозный рокот морского прибоя.
- Какова музыка 2-го чуда?
Дети: Мужественная, ритмичная, маршеобразная.
Музыкальный руководитель: Скажите об этом чуде стихами А. С. Пушкина (Чтение стихов детьми). Первые же звуки, рассказывающие о 3-ем чуде завораживают красотой пленительной музыки.
- Какова музыка 3-го чуда? (Волшебная, затейливая, плавная, напевная).
- Расскажите об этом чуде? (Рассказ детей)
- Как царевич Гвидон узнает об этих чудесах, рассказанных ткачихой, поварихой, бабой Бабарихой? (Царевна-Лебедь превратила его в шмеля и он узнал об этих чудесах).
Музыкальный руководитель: В музыке чудеса следуют неразрывно друг за другом. Но мы их отличаем друг от друга.
- Какими инструментами чудеса отделяются друг от друга? (Фанфарами).
Сейчас мы послушаем эти 3 чуда.
Слушание музыкальных отрывков из произведения композитора.
Музыкальный руководитель: С какой оперой-сказкой мы познакомились? («Сказка о царе Салтане»).
В ней звучит поэтическая фантазия. Постепенно вы узнаете, услышите и другие оперы. Они различны по сюжету. В опере «Снегурочка» звучит любовь к природе, в «Садко» воспевание красоты и силы моря, в «Золотом петушке» сатира, но всех их объединяет победа сил добра и справедливости. Большинство опер Римского-Корсакова оперы-сказки.
- Каким композитором мы можем назвать Римского-Корсакова? (Композитором - сказочником).
Музыку Римского-Корсакова знают и любят не только в нашей стране, но и за ее пределами. А родился этот великий человек в нашем родном Тихвине.
Что названо в его честь в Тихвине?
Улица, торговый центр «Садко», поставлен памятник.
Мы гордимся, что живем на родине великого композитора.