Федорова Зоя Павловна
Конспект НОД «Знакомство с творчеством русского художника В. М. Васнецова и его картиной «Аленушка»
▼ Скачать + Заказать документы
( Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка» здоровье)
Программное содержание: 1. Познакомить детей с творчеством Виктора Михайловича Васнецова, и его картиной «Аленушка»
Учить вглядываться в картину, определять настроение картины, эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, учить анализировать факт и высказывать свою точку зрения; развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение ;
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с творчеством русского художника В, М, Васнецова и его картиной „Аленушка“» размещена в разделах
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
-совершенствовать навык описания внешности человека, -
-подвести маленьких зрителей к чувственному восприятию, пониманию шедевров изобразительного творчества;
- развивать связную речь, использовать в речи образные определения, метафоры для описания картины, активизировать словарный запас.
Воспитывать художественный вкус, свое понимание произведения изобразительного искусства.
Материал : портрет художника, картина «Аленушка» запись мелодии из оперы Э. Грига ««Пер- Гюнт», слайд «Третьяковской галереи»
Ожидаемый результат:
Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о русских художниках.
Умение детей описывать внешность человека. отвечать на вопросы.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, кто пишет стихи? (ответы детей – поэты, а кто пишет музыку (композиторы, а кто пишет картины (художники)
Правильно, художники и сегодня я расскажу вам о чудесном человеке, замечательном художнике Викторе Михайловиче Васнецове (показ портрета). Родился он в глухом вятском селе. В северном краю прошло его детство, вдали от шумных городов и проезжих дорог стояло село Рябово, тогда это был далекий и глухой уголок Вятской губернии, нынешней Кировской области.
Неоглядные дали с заповедными тропами в лесной глуши простирались на многие сотни километров. Это были дремучие леса- с темными чащами, с поваленными деревьями, поросшими мхом. Отец мальчика был сельским священником, он увлекал сына своими замечательными рассказами о необыкновенных явлениях природы, показывал ночное небо и учил распознавать каждую звездочку, приоткрыл ему загадочную жизнь растений, тысячелетних камней, прекрасный мир природы. А еще отец учил его любить родную природу, родные деревни и города. Васнецов со своим отцом ходили по широким полям, по таежным глухим лесам, которые находились рядом с их деревней, ходили вдоль извилистых речек. Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника.
Жизнь семьи Васнецовых большой и дружной мало чем отличалась от жизни окружающих крестьян. Они пахали землю, ткали, шили, строили прочные дома и украшали их затейливой резьбой. А по праздникам доставали из кованных сундуков старинные одежды, наряжались и водили хороводы, пели, плясали. Живя среди простых крестьян маленький Васнецов любил их, относился к ним, как к своим друзьям, любил слушать сказки, былины.
Послушайте, что говорил сам художник : «Я жил среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался сидя на печи при свете и треске лучины. ( Пояснения воспитателя: лучина – это тонкая длинная щепка сухого дерева, раньше не было электричества, и люди пользовались свечами и лучинами).
Кто только не рассказывал сказки в Рябове, нередко заходили в дом Васнецовых бедные, бродячие люди, погреться, отдохнуть. За самоваром у теплой печки вели они тихий разговор о были и небывальщице. А как интересно рассказывала няня- стряпуха о ковре- самолете, про Василису Примудрую, про Ивана- царевича. Вся красота, окружавшая Васнецова с детства, открыла в нем талант художника. Еще в детстве Виктор Михайлович Васнецов очень любил рисовать, он мечтал стать художником. Но раньше было очень сложно выбрать профессию по своему желанию, мальчики должны были получить ту профессию, которая была у отца, а отец Васнецова был священником, поэтому он пошел учиться в семинарию. ( Пояснения воспитателя: семинария – это специальное учебное заведение, в котором учат на священника). Каждую свободную минуту в семинарии Васнецов рисовал. Рисование стало для него главным делом в жизни. Он попросил отца разрешить ему уйти из семинарии и поехать учиться на художника. Отец разрешил и Васнецов уехал в Санкт-Петербург, поступил там в Академию художеств. Виктор Михайлович за свою жизнь написал очень много картин. Большинство из которых находятся в Москве в Третьяковской галерее.
Посмотрите, пожалуйста, сюда, вот само здание Третьяковской галереи. Перед тем как построить здание Третьяковской галереи Васнецова попросили нарисовать, каким это здание могло бы быть, он нарисовал, и по его рисункам здание было построено.
Воспитатель: Ребята, я вам рассказала о Викторе Михайловиче Васнецове, теперь вы знаете, где он рос, что любил, почему стал художником. А сейчас я предлагаю рассмотреть одну из его картин, которая называется «Аленушка». Детские впечатления об услышанном остались на всю жизнь. Васнецов был околдован волшебством сказок. И вот одна из героинь русской сказки стала персонажем его картины.
Однажды увидел он в своей деревушке девушку- сироту. Ее глаза поразили художника. Назвал он свою картину певучим русским именем «Аленушка»
Давайте ее рассмотрим (при показе картины включается запись мелодии из оперы Э. Грига» Пер- Гюнт»
Вопросы: Кто изображен на картине?
Кто такая Аленушка?
Почему вы думаете, что она сирота?
Дети, где сидит Аленушка?
Почему Аленушка сжалась в комочек?
Как вы думаете, что привело ее в темный лес, на берег омута?
Какое время года изображено на картине?
Как изобразил художник окружающую природу?
Какими красками пользовался Васнецов в своей работе?
Воспитатель : А сейчас я предлагаю сделать вам зрительную гимнастику.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Выполняют круговые движения глазами.
Слева - сосны, справа – дуб.
Выполняют движения глазами влево – вправо.
Дятел сверху, тук да тук.
Выполняют движения глазами вверх – вниз.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Физкультминутка «Попадем в лес»
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять.
Обычная ходьба.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Ходьба “змейкой”.
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали.
Бег на носках.
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем.
Ходьба на пятках.
Отдохнули, вот и славно.
Воспитатель: Ребята, вернемся к картине и еще раз рассмотрим ее. Вы правильно сказали, что художник использовал темные в основном краски холодного тона для того, чтобы подчеркнуть одиночество, горе девушки. Осень. Холодная заря тонкой стрелой пронзила низкое пасмурное небо. Недвижен черный омут. Страшен дремучий лес. На берегу, на большом камне - Аленушка, сирота. Одинокая девушка: босоногая, в оборванном платье, сидя на холодном камне, выплачивает свое сиротское горе. Неподвижно смотрит она в мрачные воды омута, поникла ее голова., свешиваются спутанные ради волос. Печально сложены на коленях руки. Аленушка, точно сломанная ветка осины, что спускается рядом к омуту. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует вместе с ней. Взгляните, как заботливо окружили девушку молодые осины, елочки. Густая лесная чаща скрыла ее от чужого взора. Робко подступили к воде, нежные, тонкие осины, участливо склонили над головой девочки свои хрупкие ветки. Неласков омут. Колкие зеленые осоки, поникли листья камыша. Холоден, неприятен серый камень. Горько, горько сиротинке в этой чащобе. Глушь немая. Вдруг ветер пробежал по ельнику. Зашелестели, зазвенели листья осинок. Запел тростник, потянулись унылые звуки тоски и печали. Может слышит Аленушка плач Иванушки или доносит ветер шум костров, звон котлов чугунных.
Вглядитесь пристальней и поверите, что через миг из темной бездны омута может выплыть кикимора или добрая царевна- лягушка. Вслушайтесь… и до ваших ушей донесется звук летящей Бабы- Яги. А из зеленой мглы ельника выглянет рожа лешего.
-Дети,, посмотрите на картину. Какая она по характеру? (характер грустный, печальный, одинокий. Васнецов в ней передал горе, одиночество простой девушки.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня я рассказала вам о художнике В. М. Васнецове, теперь вы знаете, где он рос, что любил, почему стал художником и о его картине «Аленушка» и получила большое удовольствие от ваших ответов. Я почувствовала, что и вас затронула эта картина.