Алла Яворская
Конспект занятия «Знакомство с русской избой и печью» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с русской избой и печью»
Возрастная группа : II младшая группа
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской избой и печью“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская печь, печка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Воспитатель: Яворская Алла Александровна
Цель: Формирование у детей первичных представлений об истоках карельской культуры, приобщение к русскому фольклору.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить детей с устройством русской избы, с её главной
достопримечательностью – печью.
- Дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит, и обогреет.
- Познакомить с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват.
Развивающая:
- Пополнить словарный запас детей новыми словами: печка-матушка, чугунок,
ухват, калитки.
- Прививать осторожность в обращении с горячими предметами.
- Активизировать речь детей, изображая звуки животных.
Воспитательная:
- Воспитывать у детей любовь к родному краю.
- Воспитывать интерес к малым фольклорным формам: потешкам, загадкам,
карельским народным играм.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие /вид организованной образовательной деятельности – социальный мир/ - Речевое развитие / вид организованной образовательной деятельности – чтение художественной литературы.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа:
- Изготовление взрослого карельского национального костюма /самостоятельно
воспитатель/.
- Изготовление муляжей из картона /чугунок, ухват/.
- Оформление уголка краеведения в группе /кукла в национальном костюме, кукла-
оберег, дидактические пособия «Эмоции», «Семья», дидактическая игра «Найди
такой же» - карельский узор, «Чьи следы?».
- Чтение и заучивание потешек: «Ай, качи-качи-качи», «Как у нашего
кота»,»Кисонька- мурысенька», «Петушок, петушок», «ты мороз, мороз», «Как по
снегу, по метели».
- Чтение карельских сказок: «Лапоток», «Белка, рукавица и иголка».
- Лепка «Укрась полоску» /лепка карельского орнамента крестиком/.
- Рисование красками «Укрась шарфик» /элемент - крестик/
- Работа с родителями:
- пополнение развивающей среды для карельской горницы /лоскутное одеяло,
салфетки и полотенца с вышивкой, веретено/.
Материал и оборудование: Занятие проводится в карельской горнице. Печь /муляж/, кухонная утварь: чугунок, ухват, дрова; предметные картинки животных; мягкая игрушка – кот; маска кота для игры.
Используемая методическая литература:
1. Сержантова Ю. Б., Елоева А. В. Комплексные занятия по программе «Детство». Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2016.
2. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи / вторая младшая группа/. – М., Центр педагогического образования, 2007.
Используемая художественная литература:
1. Лойтер С. М. Русский детский фольклор Карелии. – Петрозаводск: Карелия, 1991
Ожидаемый результат: Дети познакомились с убранством карельской горницы, с её главной достопримечательностью – печью. Познакомились с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват. У детей пополнился словарный запас новыми словами: печка-матушка, чугунок, ухват, калитки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети сидят полукругом у печи. Хозяйка встречает детей в национальной карельской одежде.
Хозяйка:
- Здравствуйте гости дорогие, званные и желанные! Очень рада вас видеть! Я - хозяйка этой горницы Арина. Нравится вам у меня? /руками обводит убранство карельской горницы/.
- Вы, посидите, отдохните, да послушайте загадки.
- Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. /Печь/
- Барыня-сударыня толста и бела, щей да каши наварила, пирогов напекла.
/Печь/
Хозяйка:
- Как вы думаете, ребята для чего в деревенской избе ставили печь?
- Чем топили печь? /Дровами/.
- Для чего она нужна? /ею отапливали избу, в ней готовили/.
Основная часть:
Рассказ хозяйки Арины о печке /стоит у печи, показывает все части печи: где лежат дрова, где лежанка, где готовили еду/ :
- В старину, в Карелии, печка была самая главная в доме, она и накормит, и обогреет. В печке готовили еду, грели воду, спали на ней, пекли калитки, варили щи да кашу. Печь держали в чистоте и украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. Её так и называют – печка-матушка. Если голоден – щами угостит, если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко.
- Послушайте, какие слова ей говорили:
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Хозяйка:
- Дети, а ваши мамы в чем варят кашу? /в кастрюле/.
- Давным-давно в старину кастрюль не было у людей. Еду варили вот таких чугунках /показ/. Их ставили в печь на горящие угли и варили. /показывает устье печи, в котором дрова и угли. Огонь изображает подсвет фонарика/.
- Ой, а как же поставить такой чугунок в печь? Можно обжечься.
- Чем берут ваши мамы горячие кастрюли с плиты? /прихватками, полотенцем/.
- Если я возьму полотенце, оно загорится и можно обжечься. А с огнем надо быть осторожнее, отходить от него подальше. Как же мне поставить чугунок в печь?
- У меня есть вот такой ухват /показ/. Раньше, чтобы не обжечься брали такой ухват и ставили чугунок в печь. /хозяйка берет чугунок ухватом и ставит его в устье печи/.
- Чем я поставила чугунок в печь? /ухватом/.
- Что я поставила в печь с помощью ухвата? /чугунок/.
Хозяйка:
На печке, да под печкой, да около печки любили погреться многие животные. А вот какие, вы мне сейчас назовете!
Игра-имитация «Кто как кричит».
Хозяйка хвалит детей.
Хозяйка:
- А куда это мой кот Васька делся? /Он на печке/.
-Ай да Васька. Печка теплая, он пригрелся, да уснул. Давайте позовем его! Кис-кис-кис! /Хозяйка берет кота /мягкая игрушка/ и подносит к детям/.
- Вот он какой у меня пушистый. Погладьте его. /Дети подходят, гладят/.
Хозяйка:
- А еще он любит потешки слушать.
-А вы знаете потешки про кота? /Да/
- Тогда присаживайтесь, а мы с котиком послушаем! /дети поочередно подходят к хозяйке, берут в руки кота и рассказывают потешки / дети разучили заранее/.
Котя-котя кошечка,
Не сиди на окошечке
Приходи ты в гости к нам
Я тебе сметанки дам
Котя-коточек
Беленький носочек
Ножками топ-топ
Глазками хлоп-хлоп
Котишка-мурлышка
Серый любишка
Не лезь в сметану
Оставь сметатану
Три-татушки
Три-та-та
Две катушки
два кота
Хозяйка:
- Какие хорошие потешки вы рассказали котику, они ему понравились. Котику стало хорошо, что он заснул. Отнесу-ка я его на любимое место.
- А где его любимое место? /на печке/.
- Вы хотите поиграть? /Да!/
Игра называется: «Кот Васька»
Хозяйка хвалит детей:
- Молодцы детки, убегали от котика, и котик с вами хорошо поиграл.
Рефлексия:
Хозяйка Арина снимает с печи поднос с калитками
- А я в печи напекла калиток и вас угощу. Вы хорошо рассказывали потешки, играли.
Обобщающая беседа хозяйки по вопросам:
- Где мы сегодня побывали?
- С чем познакомились?
- Как называют русскую печку?
- Почему ее так называют?
- Что вам больше всего понравилось сегодня делать?
- Что запомнилось?
Приложение 1
Игра-имитация «Кто как кричит»
Поочередно детям демонстрируются предметные картинки и предлагается назвать, какие звуки издает то или иное животное:
Кот – мяу-мяу, мур-мур; коза –ме-э-э; свинья - хрю-хрю; мышь- пи-пи-пи; барашек – бе-э-э.
Приложение 2
Игра «Кот Васька»
Выбирается ведущий ребенок – кот. /надевается маска/.
Дети поют:
Ходит Васька серенький
Хвост у Васьки беленький.
А бежит- стрела
Глазки закрываются.
Когти расправляются
Зубки как игла.
Поступь еле слышная
Хвост у Васьки пышный.
Не поймаешь – вон!
Васька ходит в середине круга, выполняет движения по тексту/. На слова «Не поймаешь – вон» - все разбегаются, Васька ловит. Игра повторяется еще раз со сменой кота.