Юлия Брухаль
Проект «Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции? Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Народная культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную культуру. Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Публикация «Проект „Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Цель: Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
Создать условия для ознакомления детей с традициями, обычаями, историей русского быта и народного искусства.
Формировать представления детей о родной стране. Знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками, промыслами;
Знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
Воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа;
Развивать речь: обогащать словарь, повышать выразительность речи при ознакомлении с народным литературным наследием.
Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры.
Вид проекта : монопроект, познавательный
Длительность проекта : 1 год, 2022-2023 учебный год
Структура проекта
Подготовительный этап: педагогическое наблюдение. Подбор материала для ознакомления детей с народными традициями и обычаями.
Основной этап: на этом этапе один раз в неделю в неделю проводятся занятия (мероприятия) по всем видам детской деятельности.
Для детей дополнительно в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:
• Организация выставок творческих работ
• Посещение театрализованных представлений
• Организация экскурсий
Родители в ходе реализации основного этапа принимают участие в конкурсах и выставках творческих работ.
Завершающий этап:
Театрализованное представление русской народной сказки «Колобок»
Презентация проекта для педагогических работников
Продукт проекта :
Методы реализации проекта :
• Наблюдение за воспитанниками
• Организация и проведение занятий и мероприятий
• Индивидуальные беседы и консультации для родителей
• Демонстрация мультфильмов по русским народным сказкам.
Ожидаемые результаты:
Дата Название занятия
Октябрь
1. «Русь-матушка» (знакомим детей с тем, как раньше называли и почему нашу родину)
2. «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» (игра - беседа)
(Ознакомление детей с национальным русским костюмом, его особенностями)
3. Рисование «Сарафан для Машеньки, а рубашка для Ванечки»
4. П/И «Гуси-лебеди»
Ноябрь
1. Экскурсия в краеведческий музей города Усолье-Сибирское
Формирование представления о краеведческом музее; расширение и углубление знаний воспитанников об истории родного города)
2. «Путешествие в русскую избу»
(Ознакомление детей с бытом крестьянской семьи)
3. Художественная мастерская. Аппликация «Изба из бревен»
4. П/И «Баба-Яга»
Декабрь
1. «Знакомство с домашней утварью старины» (знакомим с бытом и кухонной утварью людей на Руси)
2. Беседа «…На досуге веселушка и накормит всех вокруг» (Познакомить детей с деревянной ложкой как с музыкальным инструментом и предметом быта)
3. Художественная мастерская «Роспись ложки»
4. ЧХЛ «Хаврошечка»,
Январь
1. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»
2. Просмотр мультфильма «Зимние святки-детские колядки»
3. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»
4. П/И «Гори-гори ясно» (с платком)
5. ЧХЛ «Заюшкина избушка»,
Февраль
1. «Хранитель дома» (Знакомство с «домовым»)
2. Просмотр мультфильма «Домовенок Кузя»
3. Художественная мастерская «Валенки для Кузеньки»
4. «Готовимся к масленице». Заучивание песни «А мы Масленку встречаем» (https://woomenblog.ru/detskie-pesni-na-masleniсu-russkie-narodnie-i-sovremennie-noti-i-teksti-veselih-i-zadornih-maslenichnih-pesen/)
Март
1. Знакомство с древнеславянским Новым годом «Березеня» (https://kadykchanskiy.livejournal.com/207870.html)
2. Художественная мастерская. Лепка из соленого теста, печенье «Жаворонки»
3. Заучивание потешек «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.»
4. «Русская балалайка» (Знакомство с балалайкой). Игра на ДМИ
Апрель
1. Беседа о Пасхе.
2. ЧХЛ «Курочка Ряба»
3. Художественная мастерская. Рисование «Крашенка»
4. П/И «Золотые ворота»
Май
1. «Русская матрешка»
2. Художественная мастерская. Рисование «Подружки Матрешки»
3. Подготовка к театральному представлению по сказке «Колобок»
4. Театральное представление для детей средней группы
по сказке «Колобок»
Ожидаемые результаты:
1. Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры.
3. Знают русские народные сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знают историю русского народного костюма, творчества, быта.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной игровой деятельности.
Литература:
1. Зацепина, М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду/ М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014г. -131с.
2. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа. : Учеб. -метод. пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
3. Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -2015. – 165 с.