Наталия Валериевна Лобко
Знакомство с картиной И. И. Шишкина «Зима» старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
- учить понимать содержание произведения;
- продолжать формировать у дошкольников представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картины;
- воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Оборудование:
- репродукция картины И. И. Шишкина «Зима»; запись музыкального произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года» : «Зима. Декабрь».
Предварительная работа:
Публикация «Знакомство с картиной И, И, Шишкина „Зима“ старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- чтение стихотворений и литературных произведений, созвучных картине. Рассматривание репродукций картин других художников по теме «Зима» и картин И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Рожь».
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с творчеством знаменитого русского художника И. И. Шишкина. Какие картины этого мастера вы уже знаете? О чём художник рассказывает в них?
- Посмотрите, ребята на эту картину.
Рассматривание детьми картины.
- Эту картину написал замечательный художник И. И. Шишкин. Иван Иванович родился в городе Елабуге. В его родном краю природа была красивой. Красота лесов и полей с детства полюбилась будущему художнику, и он решил в своих картинах поведать об этой красоте людям. Сегодня мы познакомимся с очередной его картиной. В этом произведении он изобразил русскую зиму.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Волшебница – Зима» :
«Пришла, рассыпалась,
Клоками, повисла
На суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…»
(А. С. Пушкин)
- Художник изобразил могучие деревья в дремучем лесу, укрытые пушистым белым снегом. От картины веет покоем, тишиной. Вдали розовеет утренняя заря. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. Деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви. Зима всё вокруг укрыла тёплым белым пуховым покрывалом. Рядом со старыми елями стоят маленькие ёлочки в белых зимних шубках. Не поёт одинокая птица, которая сидит на ветке могучей ели. Она словно боится нарушить величественный зимний сон природы.
Воспитатель включает спокойную музыку.
Дети 3-4 минуты рассматривают картину И. И. Шишкина «Зима».
Затем воспитатель задаёт детям вопросы по картине :
- Как вы думаете, о чём нам хотел рассказать художник?
- Какой лес изображён на картине?
- Как вы поняли, что лес старый?
- А теперь закройте глаза и представьте, что вы оказались в этом чудесном лесу. Расскажите, что или кого вы там видите? (Дети закрывают глаза и делятся своими впечатлениями).
- Игра – импровизация «Летят, летят снежинки…»
Дети двигаются под музыку П. И. Чайковского «Зима. Декабрь», выполняя плавные движения, напоминающие кружение снежинок.
Воспитатель предлагает детям остановиться возле картины.
- Ребята, как И. И. Шишкин изобразил зиму?
- Какое настроение вызывает у вас картина?
- Какие цвета использовал художник в своей картине?
- Как художнику удалось изобразить на картине состояние покоя?
- Как бы вы назвали эту картину?
- Верно, ребята, художник назвал её «Зима». Мы смотрим на картину и будто слышим слова И. И. Шишкина : «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!»
Рефлексия.