Наталья Соловьёва
Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки
▼ Скачать +Заказ
Воспитательно-образовательный проект
Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки
Подготовительная к школе группа
Музыкальный руководитель : Соловьева Н. В.
Воспитатели: Талатуева О. Ю.
Маркова О. В.
МБДОУ «Детский сад №3»
Публикация «Знакомство с инструментами симфонического оркестра и группой инструментов русской народной музыки» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Вышний Волочек
2016
Музыкальный звук. Какой?
Он стучащий и сухой
Теплый и трескучий
Тихий и гремучий
Допроектная деятельность
Мотив: Не сомневаемся в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И мы, как педагоги, с вами абсолютно солидарны. Скажем больше: это наша главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей педагогической работы мы ищем ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки? А сколько раз на просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки, Глюкозы и той же Кати Лель!
Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек.
И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Мы абсолютно уверены, что это должна быть классическая музыка, лучшие образцы русской народной музыке.
Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?
С уверенностью ответим: нет, не рано! Во-первых, с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подобран музыкальный репертуар, что подтверждают исследования ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека.
Модель 3х вопросов
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
Когда играют все вместе.
Костя П.
Когда много инструментов.
Матвей Б.
Там есть барабан, балалайка, гитара.
Настя У.
Там есть дирижер.
Вася Б.
Там не поют, а играют.
Матвей К. Почему так много инструментов?
Аня З.
Почему разные инструменты?
Милана К.
Зачем нужен дирижер?
Матвей К.
Почему в народном оркестре одни инструменты, а в другом другие?
Денис Р.
Почему везде есть барабан?
Даниил Л.
Почему в симфоническом оркестре нет балалайки?
Остап Е. Спрошу у мамы
Спрошу у бабушки
Посмотрю в книге
Увижу в телевизоре
Посмотрю с мамой в интернете
Посмотрю картинки
Поиграю в игру
Выводы:
• дети не проявляют интереса к прослушиванию музыки, нет внимания, не могут сосредоточиться на характере и содержании музыкальных произведений, не знают названия инструментов симфонического и инструментов оркестра русской народной музыки.
• высказывания детей о музыке однозначны, не содержат эпитетов сравнений и образов, словарь ребенка скуден, однообразен;
Виды работы:
Деятельность старшего воспитателя:
• помощь в подборе материала ;
• контроль по теме;
Деятельность детей:
• участие на занятиях, экскурсиях, играх, конкурсах рисунков, в выставке, просмотр видео и фото материалов
Деятельность музыкального руководителя
• Организация и проведение занятий по восприятию музыки, как в специально организованной деятельности так и в совместной и самостоятельной деятельности детей
• Проведение диагностики
• Экскурсия в школу искусств им. Кусевицкого на лекторий: «Путешествие в мир музыкальных инструментов
• Оформление консультации для родителей: «Классическая музыка в жизни ребенка»
• Оформление фотовыставки: «День музыки»
Деятельность воспитателя:
• разработка системы работы с детьми в вопросах реализации проекта: развивающая среда, формы и средства работы;
• подбор методической и художественной литературы;
• проведение диагностики;
• Создание фонотеки классической музыки и музыки оркестра русских народных инструментов;
• Создание модулей для самостоятельной деятельности;
• Анкетирование на тему: «Музыкальные предпочтения вашего ребенка
Деятельность родителей:
• Изготовление моделей русских народных инструментов
• совместная работа родителей и детей на тему «Инструмент на котором я хотел бы научиться играть».
• участие в экскурсии в школу искусств на тематический вечер: «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
1 этап—Разработка проекта
Цель: использование образовательных возможностей социокультурного пространства в развитии, воспитании детей, способствующие их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи:
• расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох;
• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта в т. ч. родителей, педагогов.
• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.
• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных разными исполнителями: юными вокалистами, музыкантами.
• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки
• формировать единый детско-взрослый коллектив.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Знать и называть:
• тип оркестра;
• группы инструментов;
• способы игры на них;
• развить самостоятельность у детей;
• развить музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;
• воспитать любовь к высоко-худ музыке и народной музыке;
• обогатить и активизировать словарь по теме проекта.
Для педагогов:
• Собрать и систематизировать весь материал по теме проекта.
Для родителей:
• Повысить интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогами и участвовать в жизни группы.
• Заинтересовать и привлечь к прослушиванию высокохудожественной и русской народной музыке вместе с ребенком;
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы
Музыкальный руководитель Соловьева Н. В. ,
Педагоги: Талатуева О. Ю., Маркова О. В.
Родители детей подготовительной к школе группы
Срок: 2 неделя
2 этап—Перспективное планирование
(план мероприятий с детьми и родителями в реализации проекта)
Создание развивающей среды:
• Галерея портретов композиторов
• Фонотека классической и народной музыки
• Макет русской избы с элементами обихода и быта русского народа
• Макеты русских народных инструментов
• Создание альбома инструментов симфонического оркестра и оркестра народной музыки
• Музыкальные дидактические игры
Дидактические игры:
• Отгадай и назови
• Угадай, на чем играю
• Музыкальный кубик
• Марш, танец, колыбельная
• Музыкальный фонарь
• Найди инструмент
• Острова музыкальных инструментов
Подборка иллюстраций с изображением симфонического оркестра, музыкантов, музыкальных инструментов как симфонических, так и народных и иллюстраций к программным произведениям композиторов
Составление детских рассказов по тему: «Как я был на экскурсии в школе искусств».
Беседы (в музыкальной гостиной) :
• О симфоническом оркестре,
• Первая скрипка,
• Голос—наш инструмент,
• История балалайки.
Прослушивание :
Знакомство детей с произведениями Д. Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Л. Баккерини и др.
Закрепление знаний по произведениям из "Детского альбома" П. И. Чайковского; создание образов;
Совместная работа детей с родителями:
• Музыкально- литературный вечер с участием родителей "Чайковский - детям"
• Участие в выставке рисунков на тему: «Инструмент на котором я хотел бы научиться играть;
•
3 этап—Реализация проекта
4 этап—Презентация
• Экскурсия в школу искусств имени Кустицкого на празднование Дня музыки
Итог работы
Вопросы к детям
-Что вы узнали нового
-Что понравилось больше всего
Воспитательная ценность
Дети:
• более увлеченно слушают классическую музыку; значительное изменение особенности музыкального восприятия : появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
• более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнился новыми словами;
• самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции;
• находят яркие тембровые краски с помощью детских музыкальных инструментов;
• различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки;
• определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Коммуникативные навыки:
• получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
• имеет адекватную самооценку, статус в группе;
• Различает и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать;
• Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора;
• Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных.
Родители:
• активный и заинтересованный участник педагогического процесса;
• повышение общей и музыкальной культуры;
• имеет представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства;
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
• посещают спектакли, концерты, где звучит классическая музыка.
Перспективы:
Учитывая возросший интерес детей, родителей к классической музыке, создать «Родительский университет» для организации музыкальных гостиных и совместных мероприятий;
• обеспечение взаимодействия МБДОУ «Детский сад №3» и социума.
Литература:
Программа " От рождения до школы"
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
Программа " Музыкальные шедевры"О. П. Радынова
Журнал " музыкальный руководитель"№4 2012год, №6, №7 2014год, №6,№7 2016год