Пылева Светлана
Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста является актуальным, так как дети должны знать о банковских продуктах, которые появляются на рынке.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Публикация «Знакомство с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Цель методической разработки: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;
Задачи:
- формировать у детей творческое умение использовать в игре знания о финансовых понятиях;
- развивать у детей умение находить в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
- развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе игровой деятельности; разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Оборудование и дидактический материал: деньги (бумажные и металлические, кошельки, атрибуты для игры.
Технические средства обучения: ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, экран.
Методика и технология проведения мероприятия:
Данное развлечение составлено для детей подготовительной к школе группы. В мероприятии используются игровые, наглядные, словесные методы и приемы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность.
Воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между детьми, которые выбрали определенные роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные ранее.
Словарная работа: экономика, деньги, финансы, цена, покупка, продажа, бартер, экономия.
Основная часть.
Воспитатель: В круг скорее становитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!
Приглашаю на игру в необычную страну.
Та страна – страна Финансов,
Страна рынка, денег, шансов.
В ней меняют, продают,
Экономят, в долг дают!
Есть загадка у меня, отгадаете, друзья?
Есть они бумажные, есть медные, блестящие,
Их платят за работу, они важны для всех!
Кто правильно их тратит,
Того ждет обязательно финансовый успех!
Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: Правильно, это деньги и монеты. Деньги нужны всем людям в современном мире, без них прожить невозможно!
Вы читали книжки? В них герои сказок
Покупали, и меняли, и товар свой продавали.
И монеты зарывали, дерево из денег ждали.
Каждый счастлив был и рад: будет, будет он богат!
Кто же эти герои?
Дети: Муха-Цокотуха, Буратино, Кот Матроскин, Бременские музыканты.
В зал входит Разбойница, она поет: «Говорят, мы Бяки-Буки».
Разбойница: Да, кто не любит денежки? Денежки любят все! Без них не купить ничего: ни сладостей, ни одежды, ни даже игрушек! Вот потому я все время в сказках и отбираю их у людей! По-другому нельзя!
Воспитатель: Можно. Нужно заработать!
Разбойница: Это как?
Воспитатель: Вот видите, дети, даже в сказках герои живут так же, как люди. А ты, Разбойница, хочешь узнать, как можно заработать деньги?
Разбойница: Конечно!
Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. Занимайте свои места в самолете! Дети и Разбойница садятся в «самолет».
Песня «Самолет»
Воспитатель: Вот мы и прилетели.
Голос диспетчера: Внимание, Внимание! Самолет совершил посадку в аэропорту города «Денежный».
Отгадайте, кто встречает? Кто вас, дети, ожидает?
Именины кто справлял? А кого комар спасал?
Дети: Муха-цокотуха.
Звучит музыка (Выходит Муха).
Муха: Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Дети, а что нашла муха, когда шла по полю?
Дети: Денежку.
Муха: А что такое «деньги»?
Дети: Это ценные бумаги, на которые можно что-то купить.
Разбойница: А я что говорила! Без денег – никуда!
Муха: Молодцы!
Разбойница: И что сделала Муха с этой денежкой?
Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар».
Муха: А затем я пригласила всех на чаепитие.
Разбойница: Я бы ни за что так не поступила!
Воспитатель: А что бы вы сделали на месте Мухи? Экономно ли она поступила?
Разбойница: Нет, конечно!
Муха: Я хочу задать вам несколько задачек, вы готовы отвечать?
Муха: Задача № 1. Как-то летом Медвежата продавали свой товар:
Мед- один, другой малину, пуст был в этот день базар.
Покупатели не шли – были заняты они.
Стало медвежатам грустно - в их карманах было пусто.
Продавец малины думал, как ему бы мед купить,
Тот, что медом торговал, с малиной чай хотел попить.
Что им делать, как же быть? Как тут можно поступить?
Дети: обменяться товаром.
Воспитатель: Да, медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется «бартер».
Муха: Задача № 2. На базар принес Зайчишка наливные яблочки.
Крепкие, да сочные, и без червоточины.
Зимний сорт, хранятся долго, даже если не продам, -
Рассуждал Зайчишка здраво: их потом друзьям отдам!
Цену им определил: два рубля за них просил.
У другого продавца – загляденье яблоки,
Очень ароматные и на вкус приятные!
Он, яблоки свои, хваля, поставил цену - три рубля.
Если яблоки не купят, пропадет его товар,
Переспели фрукты эти, что ж, назад нести в амбар?
Что же делать, как продать, чтоб товару не лежать?
Дети: снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.
Задача № 3. Два приятеля волчонка принесли мешки с крупой.
Цену не установили, нужно думать головой!
Был один мешок не полным, у другого – полон он,
Разобраться помогите, что дороже, подскажите?
Муха: Правильно вы рассудили, этот мешок стоит дороже, потому, что в нем крупы больше, а другой мешок, не полный - дешевле, потому что в нем меньше крупы.
Воспитатель:
Мухе мы помогли, полетели дальше?
Муха: Ну и мне уже пора! До свидания, детвора!
Воспитатель: Закрыли глаза. Полетели
Голос диспетчера: Внимание, Внимание! Самолет совершил посадку в аэропорту города «Бюджетный».
Разбойница: Ой, посмотрите да это же Цирк! А навстречу нам спешит Клоун!
Клоун: Хотите посмотреть цирковое представление?
Дети: Да!
А у вас есть деньги? А как же вы купите билеты? (Ответы детей)
Клоун: Для начала я познакомлю вас с артистами.
Под музыку выбегает Дрессировщик.
Дрессировщик: Здравствуй, здравствуй, детвора!
Видеть вас я рад, друзья!
Чтобы вам не унывать,
Научу вас танцевать!
Будете мне помогать?
На арене выступать?
Танец «Собачий вальс»
Дрессировщик: Здорово танцуете! А играть вы любите? Моя игра называется «Отражение». Помощниками нам в этом будут экономические слова. Я называю слово, а вы - его «отражение»! Давайте попробуем!
Покупатель – продавец
Покупка - продажа
Дорого – дешево
Воспитатель: А теперь попробуем наоборот. Дети будут называть слова, а ты, Дрессировщик, их «отражение», согласен?
Дети:
Доход - расход
Тратить - копить
Наличные – безналичные
Высокие /цены/ - низкие /цены/
Дрессировщик: Какие Молодцы!
Воспитатель: Тебе понравилась наша игра? Давай произведем бартер: мы тебе игру, а ты нам билеты в цирк.
Дрессировщик обменивается с детьми, и дети проходят в цирк. Навстречу к ребятам выходит акробатка.
Исполняет акробатический номер.
Акробатка: Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли к нам в цирк. Теперь вы знаете, что такое «бартер».
Клоун: Да, дети к нам пришли умные! Спасибо большое, я очень был рад с вами познакомиться.
Разбойница: Да, все это интересно:
Бартер, деньги, здесь уместны!
Но прощаться нам пора!
Клоун и акробатка: До свидания, друзья!
Разбойница: Ну что, летим дальше? Пристегните ремни! Полетели!
Голос диспетчера: Самолет совершил посадку в аэропорту города «Экономный».
Звучит смех Кощея (в записи)
Кощей: Здравствуйте, детвора!
Воспитатель: Ой! Кто это?
Кощей: Зовут меня Кощеем, Кощеюшкой зовут,
Услышу я про деньги, и сей же час я тут!
Все говорят, я - жадный, все говорят - скупой!
Я просто экономный, запасливый такой!
Воспитатель: Дети, а экономить - это хорошо?
Кощей: А как вы можете сэкономить и помочь родителям?
Дети: Не лить зря воду; уходя, выключать свет, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам, ухаживать за ними, помогать выращивать овощи и фрукты, чтобы их не покупать.
Разбойница: Правильно, дети, я про то и говорила!
Кощей: На сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. А я вам хочу задать вопрос: «Знаете ли вы поговорки об экономии и бережливости?» Давайте проверим. Я начинаю, а вы заканчиваете! Готовы?
- Рубль трудовой, потому дорогой.
- Запас человека не портит.
- Бережливость – не скупость!
Кощей: А я что говорю? Продолжаем!
- Чего сегодня сбережешь – завтра пригодится!
- Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Кощей: Не устали? Продолжим?
-Курица по зернышку клюет, да сыта живет!
-Пушинка к пушинке и выйдет перинка!
- Кто не умеет беречь гроша, тот не сбережёт и миллионы.
- Из копеек рубли вырастают.
- Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.
Разбойница: Какие молодцы! Теперь вы знаете, что значит «быть экономным».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лежало в сундуках Кощея? (ответы детей)
Кощей: Даже это знаете!
Вы ребята, молодцы! Вот такие огурцы!
Мне пришла пора прощаться, в свою сказку возвращаться!
Воспитатель: Путешествие наше заканчивается, мы с вами все прощаемся.
Быстро сели в самолет, в детский сад теперь полет.
Звук мотора.
Песня «Самолет»
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? В каких городах вы побывали? Что нового узнали?
Вы многое узнали, умнее дети, стали.
Список использованных литературных источников.
1. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения : международный опыт и российская практика/А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. :КноРус, 2012. – 106 - С. 26. 2. Коннова З. П., Малышева И. В., Пенькова Л. А., Пыркова С. В. Развитие игровой активности дошкольников. – Сфера. – 2010.
2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013
3.«Сказки о дружбе» Изд. АСТ, серия Карусель сказок, М., 2010
Заключение
Мы продолжаем поиск новых и интересных средств воспитания у детей экономической культуры, основ финансовой грамотности через музыкальные праздники и развлечения. Результатом нашего опыта является расширение кругозора ребенка с помощью игровых ситуаций и сказочных представлений.
Это поможет его нравственному становлению, дети приобретут навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, это не только расширит экономический кругозор дошкольника, но и даст представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономить: поможем ребенку осознать, что достичь экономических благ можно лишь трудом.
Играя, дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуреобщения и поведения.