Ирина Охапкина
Проект «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Народное декоративное искусство раскрывает перед нами необъятный мир красоты и мудрости. В приемах мастерства, в сюжетах, орнаменте, которым украшаются предметы народного искусства, мы постоянно ощущаем живую связь с многовековой национальной культурой. В русском декоративном искусстве раскрывается душа народа: его изобретательность, любовь к природе, веселый, доброжелательный нрав, неистощимая фантазия, удаль, любовь к труду.
Публикация «Проект „Знакомство с декоративно-прикладным искусством“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Изобразительное народное искусство, сильное образами и красками, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного, развивает художественный вкус, эстетическое восприятие, творческое воображение. Народное творчество воспитывает у ребенка понимание красоты вещи, уважение к творцу ее.
Цель.
Развитие художественно-творческих способностей детей, основ эстетического вкуса.
Задачи.
Знакомство с народными промыслами.
Формирование умения создавать народные узоры, развивать чувство цвета, ритма, композиции.
Развитие худ. восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.
Формирование умения видеть красоту в обычных вещах и явлениях.
Воспитание уважения к труду народных умельцев.
Формирование образных представлений о предметах и явлениях окружающего мира
Ожидаемые результаты.
Построение новой информационно-обогащенной предметной среды.
Развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, творческих способностей детей. Сформированность представлений о народных промыслах.
Реализация принципа этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, приобщение детей к русской культуре. У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
Обеспечение высокой педагогической эффективности в развитии индивидуальных склонностей и интересов детей.
Формирование целеустремленности, самостоятельности, активности.
Проект разработан на основе программ:
Программа «Детство» (авт. ЛогиноваВ. И, БабаеваТ. И, НоткинаН. А и др.)
предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.
- приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развитие любознательности, познавательных способностей;
- удовлетворение индивидуальных склонностей и интересов;
- приобщение к истокам народной культуры своей страны;
- приобщение детей к добру, красоте, ненасилию;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
- пробуждение чувства своей сопричастности к миру;
Девиз программы: «Чувствовать–познавать – творить»
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
(авт. Князева ОЛ, МахневаМД и др., направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого
- фольклор - в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде.
- знакомство с народными праздниками, традициями, обычаями. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
- знакомство с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Научно-методическое обеспечение проекта.
1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство-Пресс» 2002 г. Санкт-Петербург.
2. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду», М «Просвещение» 1972 г.
3. Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», М. 1984 г.
4. Аникин В. П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. 1988 г.
5. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду. РГПУ С-П 2003 г.
6. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду под ред. З. А. Михайловой. Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2003 г.
7. Методические советы к программе «Детство». Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2002 г.
8. «Красна изба…» Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом в музее детского сада. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. 2004 г.
9. «Что необходимо знать к первому классу» Т. И. Тарабарина, Ярославль. 2000 г.
10. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками».С-П 2004 г.
11. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. З. А. Богатеева. 1982 г.
12. «Народное творчество». Дидактический материал. С. Вохринцева.
13. «Дымковская игрушка» Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Г. А. Величкина, Т. Я. Шпикалова. издательство «Мозаика-Синтез». Москва.
14. «Хохломская роспись». «Городецкая роспись» «Гжель» Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Л. В. Орлова. Издательство «Мозаика-Синтез». Москва.
15. «Дошкольное воспитание» - №3,93, №4,95; №1,97, №2, 11, 2002, №3,2004, №2,3,2004
16. «Ребенок в детском саду» - №3, 2001.
Этапы осуществления проекта :
1. Организационный
• подбор методической и художественной литературы.
• подбор экспонатов, картин.
• изготовление пособий, карточек.
• работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
• разработка занятий, определение тематики бесед.
• тематическое и перспективное планирование.
• подбор музыкального репертуара.
• разработка сценариев, викторин, развлечений.
• подбор литературного сопровождения к физминуткам.
2. Диагностика детей.
Показатели выявления знаний, умений и интереса детей по разделу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – народное декоративно- прикладное искусство».(приложение)
3. Обогащение развивающей среды.
Кроме традиционных уголков созданы новые центры – происходит обогащение новой предметной среды, которая стимулирует познавательную активность детей.
Уголки творчества – трафареты декоративой росписи различных промыслов, образцы узоров, альбомы, выставки работ, раскраски.
Музей промыслов- знакомство с ремеслами, с произведениями народного творчества - развитие речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, пробуждая любовь к Родине, к русской культуре: образцы росписи разных промыслов, изделия из дерева, глины, металла, стекла, соломки, бересты, образцы лаковой миниатюры и русских народных костюмов. Русская вышивка, строчка, кружево - в виде салфеток, полотенец. Предметы русского быта.
дидактические пособия по народным промыслам и узорам.
Театральный уголок - различные виды театров, костюмы, украшения - знакомство и разыгрывание народных сказок: передавать в роли настроение, характер персонажа, действовать и говорить от имени разных персонажей, обыгрывать сказочные ситуации.
Музей русского быта - множество наглядных средств, бытовых предметов. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, формирование устойчивого интереса к народной культуре.
4. Создание перспективного плана по декоративно-прикладному искусству
Истоки русской
культуры Декоративная изо- деятельность
Рисование Лепка Аппликация
сентябрь Русская изба
(вышивка, кружево) Узор на
полосе Кувшинчик
Лоскутное одеяло
из бумажных полосок
октябрь Рус. народный костюм
(растительн и геомет узоры) 1Вышивка на полотенце Девочка в длин-
ном сарафане Украсим сарафан и рубашку
ноябрь Народная игрушка -
Дымковская,матрешка роспись
силуэтов Козлик
барашек
декабрь Гжель, Хохлома
1. Роспись деревянной ложки 1. Ковш (братина) 1. Украсим посуду
гжельским узором
январь Русские народные
праздники 1. Пригласительн.
билет 1 Снегурочка
1. Ёлочные укра-
шения из бумаги
февраль Лаковая миниатюра
Холуя и Палеха 1. Сказочная
птица 1. Жар- птица
1. Снегурочка
март Масленица
1. Узор на круге
(блюдо для блинов) Горшочек для блинов Веселый хоровод
апрель Деревянные кружева.
Гордец 1. Узор на квадрате пластина с горо-
децким узором 1. Украшение разделочной доски
май Ярмарка ремёсел Роспись плоскост.
изображ. по желан. Дымковская
лошадка 1. Укрась посуду узором по своемужеланию
5. Работа с родителями.
Работа с родителями строится на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:
• Индивидуальные консультации; Беседы;
• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
• Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек); Газета для родителей.
Привлечение родителей к работе по эстетическому воспитанию детей: сбор материалов для русской избы и уголка краеведения, создание библиотеки группы, изготовление костюмов и кукол для театрального уголка, украшение группы и прогулочного участка.
4. Работа с детьми.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-пркладным искусством :
• Беседы;
• Занятия на основе метода интеграции;
• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду
• Экскурсии;
• Дидактические игры;
• Использование силуэтного моделирования
• Экспериментирование с различными художественными материалами;
• Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводится, для того чтобы:
• Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
• Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
• Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии (см. приложение, развлечение «Мы на ярмарке»
Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества в детском саду, создание альбомов; участие в развлечениях, досугах, праздниках, обновление экспонатов музея промыслов