Турчанова Оксана
Знакомство дошкольников с родным краем посредством детского музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство дошкольников с родным краем посредством детского музыкального фольклора.
Древнейшие истоки духовной, нравственной, эстетической художественной культуры имеет Белгородская область, сохранившая сегодня богатейшие певческие, музыкальные, хореографические народные традиции. Поэтому сегодня возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры является основным направлением в культурной жизни и, в частности, в работе образовательных учреждений области.
Публикация «Знакомство дошкольников с родным краем посредством детского музыкального фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живёт историческая память, и плодоносят те корни, которые дают нам, ныне живущим, силу и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущение её цельности и полноты, миропонимания и особого «лада» внутреннего мира людей старшего поколения.
В настоящее время повсеместно возрастает интерес к корням, обычаям русского народа, которые долгие годы были в забвении. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.
Приобщение детей к основам русской национальной культуры с раннего возраста, а может быть, и с колыбели, когда у них еще только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности, – важнейшая идейно-нравственная и эстетическая задача современной культурно-образовательной политики государства.
Повернуться лицом к кладези народной мудрости : народной песне, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству, – одно из приоритетных направлений современной педагогики, основанной на принципах этнокультурного воспитания и образования. Эта социальная идея, делая основной акцент на пробуждение заложенного в сознании генофонда, располагает неограниченными возможностями активного воздействия на детей по:
-организация их активного сотворчества, раскрепощённости и физического развития.
-развитию музыкальных, художественно-творческих и сенсорных способностей, эмоциональной сферы, образного мышления;
-формированию у детей целостного восприятия мира традиционной народной художественной культуры.
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.
Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда и быта, национально-психологические черты характера, находят отражение в календарном и обрядовом фольклоре, хороводных и лирических песнях, инструментальных наигрышах.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании малышей. Знакомство детей с фольклорными традициями Белгородского края – важная социально-культурная проблема, имеющая принципиальное значение в формировании личности, способной ощутить историческую принадлежность к своему народу, жить в гармонии с окружающим миром.
Яркие образы добра и зла в сказках и песнях близки и понятны детям. Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В Фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавший в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения сказки и песни.
Более того, многие забавы и игры – незаменимая школа физического, умственного и нравственного воспитания, так как содержит в себе ряд функциональных нагрузок: познавательную, физического развития личности,
импровизационно-творческую, организационно-деятельную.
Именно в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области исполнительства и творчества.
Игры, как и обряды, праздники, имеют историко-бытовое значение, в них сохраняются этнографические особенности народа, его язык (тексты игр живут много веков, передаваясь из уст в уста от более взрослых детей – младшим). Понятие «игровая культура», или «культура игры», очень широко. В него входит все, что создано людьми в области игры: сами игры, снаряжение для игр, игрушки, а также духовная сторона игровой культуры: оценки, мнения, принципы, идеалы людей в области игры. Но основу игровой культуры составляет, прежде всего, сама игра и отношения в ней играющих. Они принимают всех, поэтому правила игры гибкие, позволяющие включаться в игру разным людям; в игре мало запретов, и поэтому тысячи лет в игры играли все дети, развивая в себе физические и нравственные качества.
У современного ребёнка проблема общения становится на первый план. А посредством музыкальной игры ребёнок уже в значительной степени овладевает моральными и нравственными нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства как стыд и гордость. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно и сам оценивает их поступки и личностные качества. Игра - один из первых и главных стимулов культуры человека.
И. Шангина, современный исследователь народной культуры, предлагает классифицировать народные игры по следующей схеме: пальчиковые игры, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные коллективное песенно-хореографическое действо.
Сильным игровым началом пронизаны все русские сказки, особенно детские. Так, например, «Теремок», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Кот, петух и лиса», «Репка» и др. – это прямое разыгрывание сцены с обязательным актерским исполнением реплик «на голоса». Иначе эту сказку просто невозможно рассказать.
Игра подключает ребенка к миру фольклорного театра, где он в полной мере развивает свою творческую фантазию, учится двигаться, петь, декламировать и танцевать, а танцевальные движения укрепляют мышечный аппарат, развивают чувство ритма, моторику и пластику. Сами народные игры всегда были традиционным средством педагогики. Через использование таких малых фольклорных форм как сказки, песни, игры, танцы, пословицы, поговорки, мы формируем у детей устойчивое отношение к культуре нашего русского народа, прививаем любовь и уважение к старшим, к своей земле и малой Родине.
Весь русский музыкальный фольклор пронизан театральностью. Актерское мастерство проявляли уже малые дети в процессе игр с песнями, таких, как «А на горе мак», «Сиди, сиди, Яша», «Селезень утицу догонял».
Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Обряд был нормативным, строго регламентированным религиозным действом, подчинялся сложившемуся в течение столетий канону. Он родился в недрах языческой картины мира, обожествления природных стихий. Наиболее древние считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Для дошкольного возраста характерна высокая чувствительность: явления и предметы, с которыми ребёнок соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально.
Чтобы развить и сохранить творческую активность у детей, важно:
1. В процессе обучения желательно опираться на положительные эмоции;
2. Стимулировать склонность к фантазированию.
В этом возрасте ребёнок не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с ними, у него вырабатываются нравственные привычки, регулирующие его поведение в коллективе. Ребёнок начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно и сам оценивает их поступки и личностные качества.
Таким образом, дошкольный возраст - это особый мир. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Вот с таких маленьких очагов культуры и делается большое дело. Только после малого можно ставить высокую цель – воспитать русского по духу человека, человека любящего свою малую родину, свою традиционную культуру. Наше поколение должно с большой благодарностью и вниманием относиться к людям, которые чтут народные традиции нашего родного Белгородского края.
Список использованной литературы:
1. Шангина И. Русские дети и их игры – СПб: Искусство, 2000.
2. Жиров М. С. ; Жирова О. Я. Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях Белгород 2000.
3. Махов Е. Антиномии игры // Традиционная культура №1 1991.
4. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. ч. 1- М: Музыка, 2007 .