Рауза Тахташева
Знакомство детей старшей группы со свойствами железной руды и мела
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей со свойствами железной руды и мела; формировать умение обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их особенности и свойства; дать детям представление о том, как добывают мел и железную руду, как они используются человеком; развивать сенсорные ощущения; воспитывать гордость и любовь к родному краю.
Материалы: карта России, для каждого ребё нка подносы с камнями: мелом и рудой, лупы, стаканы с водой, цветной картон для рисования мелом.
Публикация «Знакомство детей старшей группы со свойствами железной руды и мела» размещена в разделах
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что нас окружают различные предметы. А что ещё окружает нас?
Дети: Природа.
Воспитатель: А какая бывает природа?
Дети: Живая и неживая.
Воспитатель: Какие признаки живой природы вы знаете?
Дети: Растёт, размножается, двигается, дышит, питается.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Живое и неживое».
Я буду называть разные слова, а вы будете поднимать карточки, если живое – зелёную карточку, если неживое – красную.
(Игра «Живое – неживое»)
Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы будем говорить с вами о камнях.
Сначала я должна вам сказать, что нам пришла посылка со звуковым письмом, давайте послушаем его. (Звучит запись).
«Здравствуйте, дорогие дети! Я – хозяйка медной горы. Я слышала, что вы знаете так много о природе, вот я и решила послать вам посылку с предметами неживой природы. В конверте находятся загадки, отгадав их, вы узнаете, какие предметы я вам послала. Удачи вам!»
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, какие же предметы нам прислала хозяйка Медной горы? Давайте отгадаем её загадки.
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами,
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать,
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Молотками отбивают
Этот, очень нужный камень. (Железная руда).
Воспитатель: Вот какой он этот камень – железная руда. (Достаёт из посылки, показывает).
Ребята, садитесь за столы. У вас на столах стоят подносы – найдите на них руду. Возьмите кусочек, рассмотрите его и расскажите, какого он цвета, твёрдый или мягкий, шероховатый или гладкий? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, руда камень прочный или нет? Давайте проверим это. Я ударю по нему молотком, а вы посмотрите, что произойдёт.
(Ударяет по куску руды молотком). Железная руда – очень прочный камень. Чтобы из него получить железо, надо его расплавить в больших печах.
Давайте, опустим кусочек руды в стакан с водой. Что произошло?
Дети: Вода помутнела, пошли пузырьки. Руда не утонула.
Воспитатель: В каждом предмете есть воздух, поэтому пошли пузырьки. Руда не растворяется, запомните это. Ребята, а нужна ли руда человеку?
Дети: Нужна. Человек получает из неё железо.
Воспитатель: Правильно, руда – очень полезный камень. Он лежит под землёй и чтобы достать его люди построили шахты и карьеры.
Шахта – это огромный, тёмный колодец.
Наш край богат железной рудой. В нашем городе есть шахты, рудники, где добывают руду. Наш город Губкин называют городом горняков. Давайте подойдём к карте и покажем город, в котором мы живём. Мы обозначим его вот этим значком (прикрепляет чёрный треугольник на карте).
Воспитатель: Ребята, в конверте есть ещё загадка.
Белый маленький комочек
Он лежит в моей руке,
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске. (Мел).
(Воспитатель достаёт кусочек мела из посылки и предлагает детям сесть).
Воспитатель: Ребята, найдите мел у себя на подносах и рассмотрите его.
(Дети рассматривают и рассказывают о свойствах мела : белый, мягкий, оставляет след).
Воспитатель: Давайте опустим мел в стакан с водой. Что произошло?
Дети: Вода окрасилась, мел растворился.
Воспитатель: Нужен ли мел человеку?
Дети: Им рисуют, пишут на доске.
Воспитатель: Правильно, ребята, мел нужен человеку. Его ещё используют на стройке, добавляют для изготовления красок. А ещё мел очищают и добавляют в лекарства, в зубную пасту.
В нашей области много мела, особенно около города Белгорода. Своё название город получил именно из-за меловых гор. Подойдём к карте отметим белым квадратиком город на карте.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали много нового о камнях, о том, какую пользу приносят они людям. Наш край богат полезными камнями. Мы все любим свой город и гордимся им. Он очень красив! Я предлагаю вам нарисовать картинку о природе, мелом.
(Дети садятся за столы и рисуют мелом осеннее дерево под музыку П. И. Чайковского).
Воспитатель: Ребята, о чём мы говорили сегодня? Что нового узнали?
Дети: О железной руде, о меле. Это полезные камни. Они нужны человеку в жизни.