Альбина Кинева
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями городецкой росписи посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении формирования индивидуального своеобразия личности. Народное декоративно прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрости народа, которые передются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи особенности жизни быта, пробуждают в детях интерес к народному искусству. В наше жестокое время детям преподносят безобразные игрушки, навязывая не нужную культуру, на экранах бушует жестокость, что чуждо детской природной натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная, и она не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями городецкой росписи посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Дидактические игры
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через устное творчество, произведения декоративно - прикладного искусства, быта народов Нижегородской области, его всесторонний талант, трудолюбие оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по новому, увидеть красоту окружающего мира, открыть этот мир во всем богатстве и многообразии.
Задача взрослого - научить детей рассматривать предметы народного декоративно - прикладного искусства так, чтобы дети затем могли выделить средства выразительности у любого вида. Поэтому при знакомстве с первым видом важно заложить основы умения рассматривать, а затем сравнивать находя сходства и различие разных видов народного искусства. В процессе обучения взрослый не только постепенно знакомит детей с конкретным видом, но и подводит к общим закономерностям декоративно - прикладного искусства, средствами выразительности и традициям. Необходимо помнить, что главная задача заключается в приобщении детей к истокам народного искусства. Составляя с детьми узоры по мотивам городецкой росписи необходимо учитывать построение узора, которое характерна только для неё. Городецкая роспись - это чередование цветов на полосе, на круге симметричный узор.
На ряду с занятиями широко используется дидактические игры. Они используются как часть занятия, так и в самостоятельной деятельности.
Дидактическая игра помогает усвоению, закрепление знаний, освоению способами познавательной деятельности. Дидактические игры помогают детям закреплять знания цвета, формы, величины, построения композиции. Дидактическая игра оказывает влияние на психические процессы детей. У них развивается память, мышление, глазомер, способность рассуждать, умение работать в коллективе, благотворно влияет игра на гиперактивных детей. Умение сосредоточится, помогает ребенку контролировать свои действия. В дидактической игре дети учатся мыслить логически, объединяться, устанавливать правила игры, развивает самостоятельность.
В дидактической игре «Собери букет» - дети учатся составлять композицию букета, закреплять знания элементов городецкой росписи.
Дидактическая игра «Выложи узор» - способствует развитию мелкой мускулатуры рук и умению выкладывать узор из одинаковых цветов.
Дидактическая игра «Угадай какая роспись» - способствуют умению узнавать и называть роспись.
Дидактическая игра «Собери городецкий розан» - способствует закреплению знаний построения городецкого розана.
Дидактическая игра «Собери картинку» - способствует умению собирать из частей целое, закреплять знания о городецкой росписи.
В дидактических играх дети закрепляют знания о способах построения городецкой росписи, воспитывает гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать работы.
Литература
А. А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество»
Программа «Радуга» - «Игра Дошкольника»
Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Е. А, Сытченко «Инновационные педагогические технологии».