Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами «Русская душа»

Романенко Ирина Борисовна
Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами «Русская душа»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами:«Русская душа»

Цели и задачи:

Знакомство детей с русскими народными промыслами,

Развитие познавательной активности, творческой фантазии, художественного вкуса.

Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. ‚

Воспитывать интерес к искусству народных мастеров, уважение к творческому наследию.

Ход занятия:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами „Русская душа“» размещена в разделах

_ Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенною сена

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

-Мы с вами живём в России и должны хорошо знать её традиции, гордиться умелыми руками народных мастеров. Начинаем наше путешествие по интереснейшим местам нашей Родины.

Художественные изделия из бересты

Белая берёза. Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В берёзовой роще всегда. даже в пасмурную погоду, светло и радостно. 0 белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды. Было у берёзы среди наших дел одно очень важное дело. … дарить людям красоту. Издавна на руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи - плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоду, сметану и масло, А ещё из бересты делали шкатулки и нарды. всевозможные коробочки, вазы, стаканчики и даже лапти` Береста - прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров, А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. И сегодня интерес к древнему народному промыслу не угас, Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам эту красоту,

Богородская резная игрушка

Когда-то по воскресным дням у неприступных стен Троице-Сергиева монастыря шумел на площади весёлый торг. Много разного товара продавалось там, но самым лучшим и желанным товаром были игрушки! По преданию, сам основатель монастыря преподобный Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и одаривал ими ребятишек. Лучшими игрушечниками считались мастера из села Богородского. Вырезают игрушки из липы, ольхи, осины. Инструмент у мастера нехитрый топорик, пила да набор стамесок. А вот ножик особый очень острый. с треугольным сносом. Его так и называют «богородский нож». Работа идёт быстро и споро. Уверенными движениями мастер режет заготовку и рождается чудесная игрушка. Чаще всего она не раскрашена, мы видим естественный, тёплый цвет дерева. Есть игрушки, которые двигаются, словно живые!

Резьба по дереву

Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с имением Абрамцево. Сюда часто приезжали и работали известные писатели и художники. Сестра знаменитого художника Василия Поленова организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных деревень и сёл изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на рушниках, полотенцах, одежде. Резные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша братины. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником. что пробился к нам сквозь века.

Городецкая роспись

На высоком берегу Волги стоит древний Городец. Жители Городца и окрестным селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью. А какие красивые дома были в Городце! На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, разукрашенные городецкими мастерами, расходились по всей России. По традиции, в верхней части прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней разные сценки из повседневной жизни: чаепитий, катания на лодках и каруселях. Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы, шкатулки, сундуки, мебель` посуду и деревянные игрушки. Городецкая роспись весёлая, праздничная. Цвета чёрный, красный, синий, зелёный, коричневый, белый - на любой вкус!

Русская матрёшка

Восемь кукол деревянных.

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе живут.

Как же их зовут? (матрешки)

Кто матрешку создал?

Я не знаю,

Но известно мне. что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой,

как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал искусный мастер

В нивах шумных?

В сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти.

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец.

Неба синь плеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он должно быть весело сказал,

"Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели себе честной народ!

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице

И летит о ней по миру слава

О безвестном мастере-творце"

В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул "До чего похожа на нашу Матрёну!" С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими, весёлыми красками распишет художник матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй.

Золотая Хохлома

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи-перелески.

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной –

Сарафан парчовый

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное — мерцающий золотой фон.

Ах как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится Хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров

Лаковая живопись

Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказками да былью…

Русские иконные края…

Палеха несломленные крылья!

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок!

Да и сам-то Палех, как ларец,

Сохраняют таинства святыни.

В давние времена в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой. Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки. Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как её иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха – братья Белоусовы. Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И ожили традиции старинных мастеров-иконописцев. …Вьётся алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывёт на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждёт удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны – и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…

Гжельская керамика

Русская жемчужина

Нас чаруешь ты.

Синяя фантазия - море красоты!

Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский ученый М. В. Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете. для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская. нигде не видел я белизною превосходнее».

От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда лепилась и расписывалась вручную. Особенно славились гжельские кувшины — кумганы-квасники. У них необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. Как приятно в жаркий день отведать прохладный, вкусный квас! И выпить его из кружки с секретом «напейся — не облейся». Но славилась Гжель прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписи.

Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Мелкие цветочки сплетаются в гирлянды, в чудесные узоры. Но, кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи.

Жостовские подносы

Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы – белые, чайные, алые – раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звёзды, красочные георгиныи ещё какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы. А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, васильков, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают маленькие, яркие птицы. А ещё можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев… Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине. Все эти чудесные букеты нарисованы на знаменитых подносах из Жостова. Поднос при любимом русском занятии чаепитии – вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками, баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос – нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства. Жостовские подносы нравятся всем!

Платки из Павловского Пасада

По традиции узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Платок был не просто головным убором, а символом любви и красоты.

Когда то жители села Павлово уходили на заработки в большие города, нанимались на шелкоткацкие мануфактуры и в красильные мастерские. А потом возвращались в родные края. Те, кому повезло разбогатеть, открывали ткацкие, красильные фабрики. появились и свои умелые мастера, и искусные художники-резчики для набивного дела.

Платки яркие, нарядные - глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры - и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом. Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше.

Вологодское кружево

Вы когда-нибудь любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветви переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи. Жаль только, что эта красота недолговечна. Пригреет теплое солнышко, подует ветер — и нет ее.

А вот эти ажурные узоры, эта сказочная красота не исчезнет, не растает. Потому что создали ее не морозы и снежные вьюги, а руки искусных мастериц. Это знаменитые вологодские кружева.

Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение, очевидно, позже, чем вышивка. Но известно, что еще в XVII веке плели кружевные узоры из золотых и серебряных нитей. Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на седлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.

Славилась кружевами и старинная Вологда. В этой северной стороне выращивали «русский шелк» — лен. А льняные нити — превосходный материал для плетения кружев.

Ажурные вологодские кружева — это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки. Мастерицы сами придумывают свои узоры. В них можно разглядеть те же рисунки, что и на старинных вышивках, — сказочные птицы-павы, и Древо жизни, солнце и звезды, цветы и гирлянды, фигурки людей и чудесные травы. Вологодские кружевницы используют более 400 различных рисунков!

В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки — круглые деревянные палочки. В специальную подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.

Словно какая-то загадка заключена в замысловатых узорах, и, зачарованные красотой, мы пытаемся разгадать эту загадку.

Вологодские кружева и ныне в почете и уважении. Ими украшают одежду, белье, салфетки. Самые известные модельеры охотно работают с кружевом.

Публикации по теме:

Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №68 Красносельского района Санкт-Петербурга.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами РоссииИспользование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Конспект игры «Знакомство детей с русскими народными потешками, с немецкой народной песенкой, драматизация сказки» Цели: -Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. -Совершенствовать навыки вождения настольных кукол. -Побуждать самостоятельно,.

Конспект занятия для второй младшей группы по ознакомлению с народным творчеством. «Русская матрешка» Цель: познакомить детей с видом народного творчества – «Русская матрешка». Задачи: сформировать у детей первичное представление о виде народного.

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными сказками для средней группы «Волшебный мир сказок» Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках. Задачи: -привлекать детей к правильному выполнению заданий. -совершенствовать.

Развитие созидательной активности детей через знакомство с народными художественными промыслами Белгородчины «Развитие созидательной активности детей через знакомство с народными художественными промыслами Белгородчины». Цель: формировать у детей.

Знакомство детей с народными промыслами. Мини-музей «Народные умельцы»Знакомство детей с народными промыслами. Мини-музей «Народные умельцы» Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Знакомить.

Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами» Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

«Берёза — русская душа». Совместная деятельность с детьми по проекту «Люблю берёзку русскую» Цель: -Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. -Учить детей устанавливать.

Конспект занятия «Знакомство с русскими народными инструментами Белгородчины» Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи: • познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами «Русская душа»
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 17:52
+106Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами «Русская душа»» (включая файлы) размещена пользователем Романенко Ирина Борисовна (УИ 1224670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 36.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД