Галактионова Кристина
Занятие в средней группе «Знакомство детей с народной игрушкой России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект средней группы
«Знакомство с игрушками Поволжья Нижегородской и Самарской области,Семеновская и Жигулевская матрешка»
Введение Актуальность. Мир игрушки очень многообразен, так как здесь рядом живут сказка и реальность, древняя традиция и современность. Каждый народ создавал свои игрушки, в них отражались обычаи, нравы, ремесла, народное творчество. С помощью игрушки ребенок открывал для себя целый мир, постигал для себя накопленный опыт взрослых. И матрешка не является исключением: во-первых, с помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету, объему. Матрёшка учит девочку материнству, что очень актуально в наше время, когда мир информатики заслоняет от детей мир действительности. Во-вторых, матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, так как она оригинальна и необычна. Мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот - стала еще популярнее. Созданные мастерами изделия дороги нам сегодня как носители духовных ценностей, которые переходят из поколения в поколение.
Публикация «Занятие в средней группе „Знакомство детей с народной игрушкой России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Цель: :знакомство с изделиями народных мастеров – народной игрушкой.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с матрешкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров Поволжья Нижегородской и Самарской области. Побуждать детей составлять связный рассказ, используя в речи соответствующие части речи, согласуя их между собой.
Используемый материал: игрушки-матрешки – по количеству детей, иллюстрации с изображением матрешек, мнемотаблица, фонограмма русской народной музыки, материалы для продуктивной деятельности.
Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, деревянная.
Предмет ознакомления : Игрушка матрешка,технология изготовления и росписи матрешки.
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите играть в игрушки. Это правда? (ответы детей).
Сегодня я пришла к вам с народной игрушкой! Отгадайте, пожалуйста, загадку и скажите, в какую игрушку мы сегодня будем играть?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская….Матрешка.
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, молодцы! Матрешка это – русский сувенир. И сегодня она с нами будет играть.
Велика Россия наша и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
на весь мир молва идет. (И. Кадухина)
В далёкие времена наши предки делали всё своими руками, даже игрушки.
Как вы думаете, как называли таких людей? Предположения детей.
Воспитатель: все верно вы сказали, их называли мастера - игрушечники.
Русские мастера передавали свои секреты своим детям, дети – своим детям и так до нас дошло это народное искусство. Они делают своими руками необыкновенно красивые и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям разных стран и народов.
Давайте и мы посмотрим, как много есть народных игрушек из разных областей нашей необъятной Родины.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, матрешка пришла не одна, она пришла с подружками, давайте сядем и рассмотрим их.
В Росси очень много видов матрешек, но т. к. мы с вами ребята живем в Поволжье на красивой реке Волге, хотелось бы вас познакомить с нашими поволжскими матрешками Семеновской и Жигулевской. Мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели свою технологию изготовления и росписи матрешек, именно поэтому матрёшки отличались друг от друга. Но в них обобщенно выражены черты русской красавицы: круглый очерк лица, яркий румянец, черные брови, огромные глаза и маленький ротик.
Семеновская матрешка. Я из тихого зеленого городка Семенова, Я в гости к вам пришла. Цветов садовых розовых, бордовых в подарок принесла. Город Семенов (Нижегородская область) – один из основных центров изготовления матрешек. В росписи этих матрешек отражено влияние хохломы, условный декоративный стиль. Основой росписи служит фартук матрешки, на котором нарисован пышный букет. Часть поверхности оставляют незакрашенной. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, чтобы краски не растекались по деревянным волокнам и для того, чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая семёновская – хохломская матрешка.
Жигулевская матрешка.
Ребята, сейчас мы познакомились с Семеновской матрешкой, а еще на Волге есть такой город Жигулевск,где есть мастера которые изготавливают Не простых матрешек – жигулевских. Матрешки действительно с изюминкой, и у каждой что-нибудь да в ручках, пустыми не ходят. У одной яблочко, у другой тыковка, и даже хлеб-соль, а на рушнике – герб города Жигулевска с синей птицей, парящей над волнами – жигулевская матрешка. Русская деревянная расписная кукла, появившаяся в России в 90-х годах XIX века, стала символом России, материнства и плодородия, любви и дружбы. Этот символ очень близок по духу Жигулевску, где испокон веков одной дружной семьёй проживают русские, мордва, татары, чуваши и другие национальности, где особо развито декоративно — прикладное творчество.
Дети садятся за столы рассматривают матрешек, разбирают и собирают, описывают их по мнемотаблице (расписной сарафан, яркий узор платка, матрешка деревянная, количество, размер).
Воспитатель: ребята, соберите свои матрешки и поставьте их вокруг моей, у нас получился хоровод. В давние времена была народная забава водить хороводы. Давайте и мы сделаем хоровод.
Звучит народная песня «Матрешка». Дети водят хоровод. (2 куплета)
Итог занятия
Ребята (возможно по именам, что мы делали сегодня? Каких матрешек привезли мастера на ярмарку? Из чего изготовлены игрушки? Кто их мастерил? (Ответы детей)
Ох, и русские матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с ними дети
В нашем садике играть.
Мы с вами узнали о русских мастерах Поволжья, которые делают игрушки.