Людмила Устенко
Знакомство детей с историей своей малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство детей с историей и достопримечательностями своей малой Родины».
Задачи приоритетной образовательной области:
Социально-коммуникативное развитие.
Образовательные: формировать у детей, через знакомство с прошлым своего родного края, социальный и эмоциональный интеллект, формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей малой Родине, к сообществу оренбуржцев.
Публикация «Знакомство детей с историей своей малой Родины» размещена в разделах
Развивающие: развивать культурно-нравственные качества личности дошкольников, включая моральные ценности, развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культурно-историческому наследию, чувство патриотизма, выраженное желанием беречь и приумножать достояние родного края.
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: формировать представление об истории г. Оренбурга, устойчивый интерес, любознательность, касающиеся истории и современности родного края и Отечества; развивать устойчивое понятие и смысл выражений – большая и малая Родина, воспитывать любовь и чувство гордости к родному городу за свою принадлежность к краю с богатой историей.
Речевое развитие: обогащать активный словарь детей, учить связно, грамматически правильно излагать свои мысли, выразительно читать стихотворение.
Художественно-эстетическое развитие: формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, архитектурного, развивать самостоятельную творческую деятельность детей (конструктивно-модельную, музыкальную). Воспитывать желание знать и исполнять литературные и музыкальные произведения о Родине.
Физическое развитие: учить качественно выполнять физические упражнения, формировать осмысленные представления о здоровом образе жизни.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, открыток о прошлом и настоящем Оренбурга, изучение достопримечательностей родного края, беседы на тему: «Что я видел в своем городе?», «Что я сделал бы, если был бы мэром Оренбурга», «Улицы моего города», «Книжная выставка об Оренбурге».
Словарная работа: большая и малая Родина, сарматы, кочевники, императрица, город крепость, оренбуржец, оренбурженка, земляки, однокоренные слова – Родина, родители, родственники, «Родничок».
Оборудование и материалы для педагога: карты России и Оренбургской области, слайд-шоу «Прошлое и настоящее Оренбурга», телевизор, мультфильм из серии «Мульти Россия. Оренбургская область», видеозапись запись песни «Я Оренбуржец и этим горжусь».
Оборудование и материалы для детей : карточки с изображением герба Оренбурга, маркерная доска и маркер.
План НОД:
Вводная часть.
1. Коммуникативная игра «Приветствие родному городу».
2. Загадывание загадки.
3. Приглашение детей к карте России.
4. Мотивация «Загляните в прошлое – славные деяния ваших предков – это поможет Вам и Вашим потомкам открыть дорогу в будущее». Академик В. В. Николаев.
5. Целеполагание: изучить историю возникновения Оренбурга.
6. Проектирование: поддерживать устойчивый интерес к дальнейшему изучению истории, архитектуры, символов, достижений родного города и всего Оренбуржья.
Основная часть.
1. Чтение воспитателем стихотворения Т. Боковой «Если долго-долго-долго…» в сопровождении показа географических объектов на карте.
2. Беседа «Что такое Родина?»
3. Моделирование с помощью кругов.
4. Чтение стихов о малой Родине детьми (2).
5. Рассказ воспитателя об историческом прошлом и закладке города Оренбурга в сопровождении показа слайдов.
6. Физ. минутка: «Утром рано мы встаем, виден город за окном…»
7. Игра «Оренбургские загадки».
8. Просмотр мультфильма «Оренбургская область»
Заключительная часть.
1. Для чего нужно знать историю своего города, края?
2. Итог: «Малая Родина – самое родное место на земле».
3. Пословица «Помня прошлое, ты помнишь жизнь».
4. Вручение детям карточек с изображением герба г. Оренбурга. Установка на то, что скоро дети узнают историю символа своего города.
5. Рефлексия. Просмотр видеоклипа и исполнение припева песни «Я Оренбуржец и этим горжусь».
Ход занятия
Подзываю свободно играющих детей к себе и говорю :
- Вы сегодня когда пришли в д/с, поприветствовали друг друга, поздоровались со мной, поздоровались с нашими гостями. А сейчас, я предлагаю вам поприветствовать наш любимый родной город Оренбург. Давайте, с хорошим настроением, скажем слова приветствия и тогда город нас услышит:
Вместе с солнышком встаем,
Небу мы улыбку шлем,
Земле Оренбургской - большой привет,
Ведь ее прекрасней нет.
- А теперь, отгадайте загадку:
Наш край родной,
Наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом,
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь – скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
(Родина)
Дети: Оренбург, Родина!
Воспитатель: Правильно – это Родина. А как называется страна в которой вы родились и живете?
Д: Наша страна – Россия.
В: Давайте покажем ее на карте. (Подвожу детей к карте, расположенной на магнитной доске).
Предлагаю кому-нибудь из детей :
- Покажи территорию России на карте. Смотрите, ребята, какая большая наша Родина.
Читаю стихотворение Т. Боковой:
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Ребята, автор этого стихотворения говорит, что Россия – наша Родина.
Что такое Родина? Как вы понимаете это слово?
Д: Это страна, где мы родились, живем и т. д.
В: Вы все правильно сказали. Родина, это значит родная, как мама и папа. Родина – это место где мы родились и живем, живут наши родственники.
Послушайте, как похожи эти слова: Родина, родная, родители, родственники. Давайте все вместе произнесем, самые дорогие нашему сердцу слова, с любовью.
Дети повторяют.
В: Ребята, родина у нас у всех одна. Мы с вами все россияне! Я уже сказала, что Россия самая большая по территории страна на Земле.
- Саша, я предлагаю тебе нарисовать на доске большой круг, как наша Россия.
Ребенок рисует на маркерной доске большой круг.
В: какой круг получился?
Д: Большой.
В: Правильно. И Россия – это наша большая Родина.
Но у каждого есть и своя малая Родина. Вика и Маргарита знают стихотворение о малой Родине.
- Расскажите, девочки, пожалуйста.
1 девочка:
Малая Родина – островок Земли,
Под окном смородина, вишни расцвели.
И березка белая, а под ней скамья.
Ласковая малая Родина моя!
2 девочка:
Родина – малая,
Но в ней умещается
Ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира.
Бабушка, садик, котенок и я.
(Т. Бокова)
В: Спасибо, девочки.
Ребята, как вы поняли, что такое малая Родина?
Д: Это наш, город, семья, друзья…
В: А где наша малая Родина? Как она называется?
Д: Здесь, в Оренбурге.
В: Правильно. Мы с вами оренбуржцы (опрашиваю детей, кто они, добиваясь слов «оренбуржец» и «оренбурженка»).
- А вы знаете, что наш город еще и областной центр, главный город Оренбургской области? (Показываю область на карте)
- Как вы думаете, какой круг надо нарисовать, обозначая нашу оренбургскую область?
Д: Круг поменьше.
В: Конечно. И значительно меньше. Нарисуй, Лида. (Ребенок рисует в большом круге, круг меньшего размера)
В: Хорошо, но мы сказали, что Оренбург – это областной центр Оренбургской области. Как вы думаете, город будет меньше или больше по территории?
Д: Меньше.
В: Правильно, давайте найдем его на карте. (Показываю).
А Ваня, обозначит круг меньшего размера. (Ребенок рисует третий круг).
- Спасибо. А если я попрошу изобразить на нашем макете наш детский сад, каким вы его изобразите?
Д: Совсем маленьким.
В: Да, ребята, его можно отметить точкой.
Вот такой макет нашей Родины у нас получился. На нем хорошо видно, что малая родина – Оренбург, это маленькая часть от нашей большой Родины – России.
- Ребята, а вы любите свой город?
Д: Дааа!
В: А что значит любить свою Родину?
Д: Любить, значит защищать, оберегать, делать красивее…
В: Что вы можете сделать, чтобы наш город стал краше, лучше?
Д: Можем сажать деревья, цветы, когда вырастим строить новые здания и т. д.
В: Вы все правильно сказали, но я добавлю, что любовь к городу, проявляется еще и в знании истории своего края, в почитании своих земляков (а земляки – это те, кто когда то жил или живет с нами на оренбургской земле).
- Хотите узнать о далеком прошлом нашего края, чтобы еще больше любить его?
Д: Да!
В: Вот и замечательно! А я вам прочитаю слова, российского академика В. Николаева. Вот, что он сказал: «Загляните в прошлое – славные деяния ваших предков – это поможет Вам и Вашим потомкам открыть дорогу в будущее».
- Ну что ж, идем открывать дорогу в будущее!
Садитесь поудобнее перед телевизором. (Дети проходит, устраиваются).
(Сажусь перед детьми и телевизором и начинаю рассказ).
- Я хочу вернуться на 2.5 тысячи лет назад. Ученые-историки, краеведы выяснили, что тогда на территории Южного Урала (а здесь находится наша область, и части Казахстана (это соседнее с нами государство) жили кочевые ираноязычные племена – Сарматы (слайд 1 Воины-сарматы).
Это были очень воинствующие племена, они завоевывали все больше и больше земель и становились все богаче и богаче. Им удавалось завоевывать чужие земли, потому что у них было хорошее оружие, которое они делали из железной руды, которой была богата земля, где они жили. Еще им земля была богата золотом, драгоценными камнями. (Слайд 2 – оружие, изделия сарматских племен).