Елена Данилова
Знакомим с русской народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
совместной деятельности взрослого и детей
в режимных моментах
(нравственная беседа, восприятие художественной литературы,
хороводная игра)
Автор конспекта: воспитатель: Данилова Е. А.
Возраст детей: от 5 до 6 лет (старшая группа)
Цель: Продолжать развивать умение осознавать и оценивать нравственные нормы поведения.
Задачи:
1. Формировать понятие о добре и зле, о хороших и плохих поступках, а также о человеческих чувствах;
Публикация «Знакомим с русской народной сказкой „Крошечка-Хаврошечка“» размещена в разделах
2. Познакомить с русской народной сказкой «Крошечка – Хаврошечка»;
3. Учить оценивать поведение персонажей сказки и людей, мотивировать свою оценку;
4. Формировать желание детей быть добрыми и совершать хорошие поступки;
5. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре и традициям.
Материал: русский народный костюм (для Елены Премудрой, иллюстрированная книга с русскими народными сказками (в том числе со сказкой «Крошечка-Хаврошечка», корзина с яблоками (количество яблок меньше, чем количество детей, заготовки для составления «солнышка» и «тучки», сюжетные картинки с плохим и хорошим поведением детей (мальчик губит природу, мальчик ломает песочный домик у малышей, мальчик жадничает, дети заботятся о бабушке, дети делятся сладостями, девочки жалеют упавшего и поранившегося мальчика, детские костюмы яблоньки и Машеньки (кокошник и платочек в руку, аудиозапись песни для игры «Яблонька».
Описание хода мероприятия:
1. В гости к детям входит Елена Премудрая, сообщает, что видела в своё волшебное зеркальце, как дети этой группы вчера не очень хорошо себя вели, приводит несколько примеров (без указания имён, высказывает предположение, что так дети вели себя потому, что их заколдовала злая колдунья.
Елена Премудрая предлагает свою помощь и обещает расколдовать детей, но сначала уточняет, знают ли они, чем хороший человек отличается плохого, используя приём аппликации «Солнышко» и «Тучка» : изобразим доброту в виде солнца, от которого исходят яркие тёплые лучи. Каждый луч – это свойство души доброго человека (дети называют качества, которыми обладает хороший человек, а Елена Премудрая на каждое качество прикрепляет к солнышку лучик). Затем аналогичный приём с тучкой. Подводится итог, что душа хорошего человека похожа на солнышко, а душа плохого человека похожа на тучу.
Затем Елена Премудрая спрашивает у детей, на солнышко или на тучку они хотят, чтоб походила их душа? (дети отвечают, что на солнышко) А что нужно для этого делать? (быть добрым и совершать добрые дела).
2. Елена Премудрая выражает надежду, что у всех детей душа будет похожа на солнышко и знакомит с книгой русских народных сказок. Сообщает, что книга эта не простая – кто её читает, тот с каждым днём становится добрее. Предлагает почитать одну сказку из книги – «Крошечка-Хаврошечка», делая акцент на названии сказки и на том, что она русская народная.
Дети садятся на стульчики и слушают сказку.
3. Обсуждение прочитанного и продолжение нравственной беседы:
- Понравилась сказка?
- Кто запомнил её название?
- У кого из персонажей сказки душа похожа на солнышко и почему? А на тучку?
- Почему яблонька не склонила свои веточки к Одноглазке, Двуглазке и Триглазке? А почему к Хаврошечке склонила? (делается вывод, что яблонька склоняет свои веточки только к добрым, хорошим людям).
- А к этим детям, изображённым на картинках, склонила бы яблонька свои веточки? Почему? (показ и обсуждение сюжетных картинок с плохим и хорошим поведением детей)
- А как вы думаете, склонила бы яблонька веточки к вам, ребята (ответы детей). А давайте проверим!
4. Елена Премудрая предлагает поиграть в русскую хороводную игру «Яблонька». Выбираются две девочки на роли яблоньки и Машеньки. Остальные встают в хоровод. Все выполняют движения в соответствии со своей ролью и с текстом песни:
Мы посадим яблоньку на горе, на горе
Наша яблонька расцветет по весне, по весне.
Вырастай-ка, яблонька вот такой вышины,
Распускайся, яблонька, вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька, в добрый час, в добрый час,
Потанцуй-ка, Машенька, попляши для нас.
Ой, как наша яблонька распустилася,
Ой, как наша Машенька закружилася.
А мы нашу яблоньку все трясти будем,
А мы сладки яблочки собирать будем.
А мы нашу яблоньку все пощиплем,
Да от нашей Машеньки убежим вихрем
На последних словах дети разбегаются. Машенька ловит одного из играющих. Яблонька остаётся на месте. Пойманного первым, Машенька подводит яблоньке. Ведущий (или Машенька) задаё т вопрос: «Яблонька, угостишь ли ты --- (имя ребёнка) своими яблочками?». Яблонька или наклоняет руки-веточки к ребёнку, или – нет. Любое своё решение яблонька обосновывает.
Игра повторяется 3 раза.
5. Решение проблемной ситуации. Елена Премудрая радуется, что ей сегодня удалось поиграть с такими хорошими ребятами. Она дарит им свою книгу со сказками и говорит, что очень хочет угостить ребят наливными яблочками с волшебной сказочной яблоньки, которые она принесла в своей корзинке. Раздаёт яблочки детям, но «вдруг» оказывается, что на всех яблочек не хватает. Елена Премудрая очень расстраивается и спрашивает детей, что же делать? (дети должны догадаться поделиться со своими друзьями, разрезав яблочки). Елена Премудрая хвалит детей за хорошую идею и просит воспитателей разрезать для детей яблочки, а сама прощается и просит детей запомнить пословицу: «Где люди добры, там не будет беды». Уходит.
6. Дети моют руки и угощаются яблочками.