Тина Тарминян
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук
у детей младшего дошкольного возраста
«Источники способностей и даровании детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Значимость развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Что умеют делать наши пальчики? Да всё! Всё, что пожелает их хозяин: шевелиться могут, танцевать, застёгивать пуговицы на рубашке, нанизывать на шнурок бусинки, держать ложку, чашку; надевать свои ботинки или одеть куклу на прогулку. И ещё много чего можно перечислить из умений маленького человека. И эти умения множатся по мере его взросления.
Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна для личностного развития каждого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
В данной статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей четвёртого года жизни. Работая в младшей группе, я имею возможность наблюдать, как меняется координация движений рук (пальцев) в процессе регулярных тренировок. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).
Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей четвертого года жизни обусловлена физиологическими и психологическими особенностями детей: именно в младшем дошкольном возрасте более интенсивно начинают развиваться структуры и функции головного мозга дошкольника, что позволяет расширить его возможности в познании окружающего мира. Все знают, что представление об окружающем предметном мире у человека не может складываться без тактильно - двигательного восприятия и именно оно лежит в основе чувственного познания. Первые впечатления у дошкольника о форме, величине предметов, их расположении в пространстве формируются с помощью тактильного обследования предметов. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Взрослея, ребенок будет выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, которые необходимы для того, чтобы одеваться, пользоваться столовыми приборами, рисовать, мастерить, писать. К тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, его моторные навыки должны быть развиты на достаточном уровне, иначе обучение в школе будет представлять для него сложности.
Главным условием для развития мелкой моторики является насыщенная предметно-пространственная среда группы с учетом возрастных особенностей и потребностей, для совместной деятельности педагога с детьми и для самостоятельной игры детей.
У детей четвёртого года жизни моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Играть многие дети предпочитают рядом с другими детьми, но и образовываются группы по 2-3 ребёнка. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Поэтому размещаем игрушки каждого вида в нескольких местах. Ребёнок должен иметь возможность, увидев игрушку, взять её и, поиграв, положить на место. Или педагог начинает сам манипуляции с каким-нибудь предметом, например складывать пирамидки, и обязательно этим действием привлечёт к себе большую часть детей. Подобные действия помогают выявлять детей, с которыми надо поработать индивидуально.
Для самостоятельной деятельности детям доступны различные виды конструкторов, напольная и геометрическая мозаики. Находятся они в открытых контейнерах на полу
или на полках на уровне роста детей. Для шнуровок и пазлов выделен отдельный уголок, рядом с полками есть столы, на котором можно расположиться.
Пазлы, мозаики, пирамидки, кубики, конструктор – развивают внимательность, сообразительность, творческие способности, скоординированную работу глаз и кистей, нужную нам моторику.
Обязательно даём в игру детям различные сортёры — это любая ёмкость с отверстиями разной формы и фигурки, каждая из которых совпадает с одним из отверстий. Предлагаем игры-вкладыши на разные темы (овощи и фрукты, одежда, транспорт, профессии).
Готовые сортёры можно купить в магазине, но можно изготовить и своими руками для разнообразия игровой среды. Для этой цели мы использовали обувные коробки, металлические банки из-под детского питания, разноцветные контейнеры от киндер-сюрпризов.
Сортер – универсальная игрушка для раннего развития детей. Она активизирует мышление, внимание, память. Способствует развитию мелкой моторики, повышению работоспособности ребенка. Играя в сортер, ребенок получает массу знаний о форме, цвете, логическом расположении, учится сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Повышает мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.
Основной навык развития мелкой моторики – хватательный навык. Его развитию помогают игры перекладывания различных мелких предметов при помощи пинцетов, ложек, щипцов, половников и т. п. Вариантов подбора предметов для перекладывания масса, разнообразить их сортировкой по цвету, размеру не составляет труда. Дети с удовольствием играют как в варианты производственного образца, так и в игры, сделанные из подручных средств и бросового материала.
Детский пинцет – незаменимая вещь для тренировки мелкой моторики, концентрации и координации движений. С пинцетом можно придумать много не только полезных, но и веселых занятий, которые помогут Вашему ребёнку не только улучшить моторные навыки, но и закрепить сенсорные эталоны, развить восприятие и другие психические процессы.
Для моторных навыков детей часто используют более простой термин «ловкость». Недостаточное развитие этого навыка приводит к тому, что ребенок не справляется с самообслуживанием. А между тем при правильном подходе дети в 3-4 года могут во многом быть самостоятельными. Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника, умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно одеться, раздеться, помыть руки, самостоятельно есть, прибирать игрушки. Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. В этом очень помогают различные тренажёры для пальчиков.
Помогают в развитии самообслуживания и игры с куклами. Вначале дети кукол только раздевают, и просят одеть их опять. Постепенно, при условии, что одежда сшита с удобными застёжками, начинают одевать кукол самостоятельно. У некоторых детей, как правило девочек, возникает желание помочь одеться после сна или на прогулку другим детям. Сюжетно ролевой ряд игр тем больше становится разнообразным, чем больше умений приобретают дети.
Говоря о развитии у детей мелкой моторики, нельзя не сказать о пальчиковых играх. Это неотъемлемая часть ежедневной деятельности в любые режимные моменты. Упражнения с участием рук и пальцев положительно влияют на деятельность мозга. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь. Минутки пальчиковой активности, организованные педагогом, вызывают положительные эмоции у ребят. Воспитатель показывает малышам движения, сопровождает их словесными указаниями или чтением стихотворения, побуждает повторять за ним. Выполняя время от времени знакомые физкультминутки, дети испытывают радость узнавания, пробуют подпевать, воспроизводят движения без оглядки на воспитателя.
Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности, фантазию.
Во взаимодействие детского сада и семьи должна быть преемственность. Родители детей четвёртого года жизни иногда не понимают в полной мере связь развития мелкой моторики со всеми остальными гранями полноценного развития ребёнка. Со временем они стали прислушиваться к рекомендациям воспитателей. Естественно, дома нет необходимости приобретать пособия как в саду, надо просто внимательно присмотреться к своему ребёнку, на предмет его пристрастий и взять на «вооружение» свой кухонно-домашний арсенал. У большинства мам или бабушек есть залежи разных пуговиц. Ребёнка можно попросить рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие; разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ; сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушкой; можно выложить из пуговиц какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок, вишенку, машинку, виноград и др.).
Если мама затеяла что-нибудь испечь, любой ребёнок с огромным удовольствием будет ей помогать - разливать готовое тесто для кексов по формочкам или раскладывать начинку в пирожки или пельмени. Из солёного теста можно налепить кренделей для кукол и запечь их в духовке. С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировкой, пересыпанием. Например, запускаем ручки в таз с фасолью – такие приятные ощущения. А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – это полный восторг!
Очень занятный процесс надевать скрепки на картон или прищепки на веревку, разбирать расколотые грецкие орехи. Всё вышеперечисленное не требует отдельных финансовых затрат, зато ребёнок привыкает к тому, что он не мешает взрослым, а наоборот становится полноправным членом семьи, со своими маленькими обязанностями.
В заключении своей статьи, я хочу вспомнить слова физиолога Мариониллы Максимовны Кольцовой: «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи». М. М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Наблюдая за детьми своей группы во второй половине учебного года, могу сделать определенные выводы: благодаря систематическому и регулярному использованию игр и игровых заданий по развитию мелкой моторики у большинства детей усовершенствовались навыки одевания на прогулку и после дневного сна; дети научились правильно держать кисточку, намазывать формы клеем; меньше ошибаются в определении формы предметов, цвета, величины; увеличилось количество детей, которые общаются в игре друг с другом и со взрослыми.
Список литературы:
1. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. – 2014.- №5.
2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. -2007. - №9.-11с.
3. Денисенко Н. Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2006.-12с.
4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М. : Просвещение, 1979.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. : Просвещение, 1973.
6. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М. : Просвещение, 1998.