Лолита Омельченко
Консультация для педагогов «Словесные игры и их значение»
▼ Скачать
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей
деятельностью.
Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится
в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. В игре у детей
развиваются: внимание, память, мышление, двигательная сфера,
совершенствуется речь.
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное
ожидание, не требует каких – либо условий, оснащения.
Основная цель игр – развивать речевую активность детей, умение связывать
движения со словом, совершенствовать звукопроизношение, оттачивать
Публикация «Консультация для педагогов „Словесные игры и их значение“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
интонационную выразительность детского исполнения. Выполнение
названных задач возможно лишь при условии постепенного их
усложнения.
Воспитатель следит, чтобы текст исполнялся в нужном темпе, без замедления или ускорения его. Очень важно, чтобы в коллективном исполнении стихотворения не теряли своей выразительности. Этому способствует совместное игровое действие.
Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения.
Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя1 Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо — и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу».
Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т. п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.
Детям 6—7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.
Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее, чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-логическое мышление.
Что же представляет собой словесно-логическое мышление детей 6—7 лет?
Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих. В возрасте 6—7 лет ребенок при рассматривании картин, слушании рассказов, сказок, в различных видах деятельности может выделить, абстрагировать более или менее существенные признаки объектов, синтезировать их, обобщать, относить предметы к определенным категориям, классифицировать.
Список игр для младшей группы:
«Ладушки»
«Про сороку»
«Коза рогатая»
«Заинька»
«На птичьем дворе»
«Конь»
«У медведя во бору»
«Петушок»
«Сова»
«Хохлатка»
«Уточка»
«Солнечные зайчики»
«Птички»
«Играв поезд»
«Вороны»
«Пчёлки»
«Птицы и автомобиль»
«Курочка – рябушечка»
«Еду – еду»
Список игр для средней группы:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
«Мыши»
«Воробушки и автомобиль»
«Кто в домике живёт?»
«Гуси – гуси»
«Гуси»
«Зеркало»
«Каравай»
«Так бывает или нет?»
«Коршун»
«Зайка»
«Карусель»
«Что сажают в огороде?»
«Что подарили Наташе?»
«Какое время года?»
«Добавь слово»
«Когда это бывает?»
«А что потом?»
«Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?»
Список игр для старшей и подготовительной группы:
«Отгадай-ка»
«Магазин»
«Где был Петя?»
«Радио»
«Что это за птица?»
«Да —нет»
«Похож — не похож»
«Кто больше заметит небылиц?»
«Придумай небылицу»
___