Татьяна Потапенко
Конспект СОД «Значение воды в жизни человека» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по совместной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Значение воды в жизни человека»
Татьяна Евгеньевна Потапенко,
воспитатель, ГБДОУ детский сад №4, С-Пб, г. Ломоносов,
Петродворцовый район.
Программные задачи.
- Вспомнить свойства воды в нашей жизни.
Публикация «Конспект СОД „Значение воды в жизни человека“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- Учить беречь водопроводную воду: не лить без нужды, плотно закрывать водопроводный кран.
- Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает детей, где и какую воду они видели сегодня (ответы детей). Где в природе есть ещё вода? (Ответы детей обобщить и дополнить — в луже, в реке, в озере, в роднике, в болоте, в море. Также вода — это снег, туман, узоры на стекле, иней.)
Поговорим о «секретах» воды.
1. На стол выставляются стакан с водой и пустой стакан. Вода переливается в пустой стакан. Что происходит с водой? Почему? (Льётся. Потому что она жидкая.)
2. На столе стакан с водой и графин. Вода из стакана переливается в графин. Какую форму принимает вода, когда она в стакане и когда она в графине? (Вода меняет форму. Она принимает форму того предмета, в котором находится.)
3. Выставить два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить ложечки. В каком стакане ложка видна, а в каком нет? Почему? (Вода прозрачная, а молоко — нет.)
4. Воспитатель предлагает детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у неё вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказывается, что у воды нет вкуса.
5. Воспитатель говорит, что вода может быть холодной, тёплой и горячей. И предлагает детям опустить пальчик в холодную и тёплую воду.
6. Вода — жидкое вещество, но в зависимости от температуры она меняет своё (агрегатное) состояние: на морозе, когда температура ниже 0 С, она замерзает и становится твёрдым льдом (показать лёд). Затем внести термос с кипятком, открыть его, чтобы дети увидели пар. Это ещё одно состояние воды. При нагревании, когда она уже кипит, вода превращается в пар — газообразное состояние. Далее помещаем над паром стекло, на нём образуются капельки воды. Таким образом, вода может быть жидкой, твёрдой (лёд) и газообразной (парообразной).
После этого воспитатель предлагает детям назвать состояние воды, а сам называет природные явления
- Дождь, роса — это … (жидкая вода).
- Лёд на реке — это … (твёрдая вода).
- Туман — это … (водяной пар, газообразное состояние).
- Град — это … (твёрдая вода).
- Снег, иней — это … (твёрдая вода в виде кристаллов).
- Облака, тучи — это … (водяной пар).
- Рисунок на замёрзшем стекле — это … (твёрдая вода в виде кристаллов).
- Радуга — это … (газообразное состояние воды).
Физминутка. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель — тучка, дети — капельки. По сигналу : «Дождик!» капельки двигаются, прыгают, танцуют, убегают от тучки. По сигналу тучки: «Ручейки!» капельки строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс или на плечи впереди стоящему и произвольно бегают каждый в своей колонке друг за другом. Ручейки бегают, не мешают друг другу. По сигналу: «Озеро!» каждый ручеёк, взявшись за руки, образуют круг — озеро. По сигналу: «Солнышко!» капельки вытягивают руки вверх — испаряются. По сигналу: «Домой!» капельки возвращаются в тучку (бегут к тучке).
Воспитатель задаёт детям следующие вопросы.
- Кому нужна вода? (Ответы детей — людям, птицам, зверям, цветам, грибам, деревьям и пр.)
- А для чего человеку нужна вода? Как он её использует? (Дети перечисляют.)
- Где в быту используется вода? (Пить чай, чистить зубы, стирать бельё, мыться в ванной, варить обед, поливать цветы и т. д.)
Воспитатель обобщает, что без воды не сделаешь очень многих и простых дел, воду ничем не заменишь. Даже несколько часов человеку сложно прожить без воды. Послушайте стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Н. Рыжова
А какую воду использует человек — пресную или солёную? (Пресную.) Казалось бы, на земном шаре так много воды — посмотрите на глобус, что её всегда должно хватать в избытке. Только третья часть нашей планеты – суша, а всё остальное — вода. Но беда в том, что во всех океанах вода солёная. Людям, да и почти всему живому, нужна вода пресная. Откуда же люди берут пресную воду? (Из рек, озёр.) В пресной воде рек и озёр много вредных веществ, в том числе и ядовитых, в ней могут быть болезнетворные микробы. Поэтому использовать её, а тем более пить, без дополнительной очистки нельзя. Когда идёт дождь, капли воды (или снежинки, когда идёт снег) захватывают из воздуха вредные примеси, попавшие в него из труб какого-нибудь завода. После этого выпадают вредные, так называемые кислотные дожди, которые также попадают в реки и озёра. А ещё в реки и озёра попадают грязные стоки с заводов и фабрик. От загрязнённой воды страдает всё живое: засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают рыбы и птицы, болеют люди и звери. Как же использовать эту воду? (Её надо очистить.) Правильно. Очистка воды сложна и трудоёмка. Сначала её отстаивают, затем фильтруют, а для удаления бактерий и микробов обрабатывают химически — хлорируют или озонируют. Самая чистая и дорогая вода — дистиллированная. В ней совсем нет примесей и используют её, как правило, для специальных целей, например для приготовления лекарств. Пресная хорошая вода есть под землёй. В некоторых местах она вытекает на поверхность — это родники. Ещё люди роют глубокие колодцы, бурят скважины, чтобы добыть воду из-под земли.
А в наших домах вода откуда берётся? (Из крана, из водопровода.) Водопроводы сложные сооружения. С помощью мощных насосов очищенную воду из рек и озёр накачивают в дома, и она по трубам поднимается на все этажи, даже самые высокие. Вода из крана затем попадает в канализацию, где смешивается с грязной жижей. Из этой жижи потом получают чистую воду, но для этого строят специальные очистные сооружения. И если кран остался открытым, то в пустую тратится чистая вода и увеличивается количество грязной воды и нагрузка на очистные сооружения. (За минуту из одного неплотно закрытого крана вытекает 110 капель, за сутки это составляет 15 литров воды.)
А вот что говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана — кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А-то пройдёт немного лет
И нет водицы — нет, нет, нет.
С. Погореловский
С водой нужно обращаться бережно. Следите за тем, чтобы у нас в детском саду и у вас дома вода из крана не текла в пустую, ведь столько трудов по очистке воды может «утечь» в канализацию. Сейчас для учёта потребления воды в домах ставят счётчики на воду.
С повышением температуры в воде резко уменьшается количество кислорода, а без него не могут жить ни рыбы, ни растения. Вот почему так важно следить за тем, чтобы в реки не попадала тёплая отработанная вода с фабрик, заводов, тепловых электростанций.
Не засоряйте водоёмы бумагой, деревом, другими отходами. При гниении они забирают кислород. Не даром народная мудрость говорит: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться».
Каждой семье нужно много воды, поэтому к ней надо относиться бережно, зря не расходовать. В сельской местности люди охраняют родники, очищают их, закрывают колодцы, чтобы в них не попала грязь.
Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой,
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
В конце занятия можно предложить детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой. Воспитатель предлагает сравнить детям воду в двух стаканах, чем она отличается. (В одном чистая, в другом грязная.) фильтр дети сливают грязную воду в пустой стакан, получая чистую воду.
Воспитатель объясняет, что есть такие специальные большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Воронеж:ТЦ «Учитель», 2002.
2. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. - Минск, «Асар», 1996.
3. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки. Экология для малышей. - М. : Прометей-книголюб, 2002.