Приложение МААМ

Значение театрализованных игр в развитии ребенка-дошкольника

Елена Хисамутдинова
Значение театрализованных игр в развитии ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи: Учить сочетать речь и движения, используя художественные произведения; развивать навыки диалогической речи; учить подражать взрослому; пробуждать интерес к театральной игре, участвовать в ней; воспитывать готовность к общению с окружающим; развивать тактильно – кинестическую чувствительность; обогащать сенсорный опыт; развивать творческие способности; мелкую моторику пальцев рук; вовлекать детей в совместную деятельность, с педагогом и детьми; поддерживать самостоятельность; повысить родительскую компетентность в данном вопросе Для более эффективного решения поставленных задач; подобрала соответствующие методы и приемы:

Публикация «Значение театрализованных игр в развитии ребенка-дошкольника» размещена в разделах

1. Обогащение и уточнение словаря: через показ с называнием; многократные повторения нового слова (фразы); поручения (пройдись по дорожке, не намочив ножки и т. д.).

2. Активизация словаря: через вопросы и ответы к детям; дидактические упражнения; договаривание детьми слов; показ и объяснение.

3. Формирование правильного звукопроизношения: через артикуляционную гимнастику; упражнения на звукоподражание; словесные игры; пальчиковая и дыхательные гимнастики.

4. Развитие понимания речи и навыков связной речи: через рассказывание и чтение сказок; обыгрывание сказок, потешек.

5. Развитие тактильно - кинестической чувствительности; сенсорного опыта.

6. Содержательное общение со взрослым, сверстниками.

Предметно - развивающая среда в группе расположена таким образом, что обеспечивает не только совместную театрализованную деятельность, но и является основой для самостоятельного творчества каждого ребенка.

Мной оформлен уголок театра.

Я, как и все современные педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира?

Как воспитать и развить основные его потребности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Опираясь, на поставленную задачу, меня привлекла театрализованная деятельность, а именно «Использование театрализации в развитии речи детей дошкольников"

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, все есть для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры. Но почему - то все больше и больше встречаются дети с речевыми нарушениями. В чем же дело? И опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. Как известно, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Ушакова и др.).

Речь - специфическая человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Когда дети приходят в детский сад,в возрасте от 2 до 4 лет происходит значительный скачок в развитии психических процессов: речи, восприятия, памяти. А ведь развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Л. С. Выготский считал: «Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка».

Речь – основа психического развития дошкольников. Поэтому, важно чтобы дети вовремя овладели правильной речью.

Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что хочет сказать. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Известный писатель Джанни Родари утверждал «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, придумывать – вот, что необходимо ребенку».

Игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального, художественно - эстетического воспитания. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственному воспитанию каждого ребенка. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её в качестве эффективного педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, увлекают их, пользуются у них неизменной любовью. Так же воспитывают у детей выразительность движений, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие. В игре формируется личность ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления.

«Театрализация – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее» О. П. Радынова.

Итак, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр - занятий можно решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей.

Театральная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Понимая важность театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я широко использую их в своей работе.

Все театрализованные игры делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

К режиссё рским играм относится: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе.

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра : вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.

К играм – драматизациям относятся игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Разнообразные виды театров :

Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движения кистями рук. Игра с пальцами ускоряет процесс речевого и умственного развития.

Настольный театр – помогает координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр кукол «Би-ба-бо» -посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Театр на палочке – расширяет и обогащает словарь детей; развивает произвольное внимание, память, фантазию.

Театр на фланелеграфе – развивает творческие способности; содействует эстетическому воспитанию; развивает ловкость; умение управлять своими движениями; концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Уголок ряженья - позволяет точнее передавать образ не только действиями и словами, но и мимикой, жестами, внешним видом, который играет существенную роль в формировании поведенческих черт персонажа; развивает эстетические вкусы ребят; расширяет представления о мире вокруг; даёт возможность примерить на себя разные социальные роли, перевоплотиться, то есть обогащает жизненный опыт детей.

Театр игрушек (использую любые игрушки) – доставить ребенку радость, внести разнообразие в его игру, сделать игрушку еще более интересной и привлекательной.

Театр шапочек и масок – повышает интерес к театральной игре.

В группе есть пирамидки, на которых изображены герои сказок («Репка», «Теремок», которые дети охотно собирают, а так с удовольствием рассказывают друг другу сказки.

Театр «Волшебной перчатки» - позволяет вовлечь ребенка в непосредственно образовательную деятельность; получить положительные эмоции; работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей; ребенок ненавязчиво и поэтапно совершенствует движения.

Рядом с театральным уголком разместила и музыкальный уголок, в котором находятся музыкальные игрушки и инструменты: погремушки, бубен, барабан, дудочки, деревянные ложки, музыкальные молоточки, металлофоны - все эти атрибуты свободны для доступа детей.

Музыка важная составляющая спектакля, она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, подчеркивает ритмичность движений кукол, их настроение. Малыши любят музыкальные игры, танцы и пляски, игры с музыкальными инструментами: «Музыкальные звери», «Вот как мы умеем», «Заинька, попляши».

Каждый ребенок талантлив изначально

В перчаточном театре развиваются :

навыки общения, способности взаимодействия с людьми;

мелкая моторика кисти;

умение находить выход из ситуаций;

социальные навыки: доброта, сочувствие, сопереживание положительным героям;

сенсорные ощущения;

эмоциональная сфера, спектр чувств и эмоций;

мышление, воображение, речь, внимание, память.

Ценность театра в том, что ребенок, начинает отождествлять себя с ней. Через куклу – перчатку ребенок сможет попробовать себя (примерить на себя) в разных ролях: он может быть злым и добрым, смелым и трусом. Будучи сказочным персонажем, ребенок учиться разбираться в людских характерах, получает представление о добре и зле. Через куклу –он может выразить и то, что его тревожит в этот момент, а также отработать те модели поведения, которые помогут ему выйти из тревожащей ситуации или избавиться от своих страхов. Сценка с куклами – перчатками помогает лучше понять ситуацию, выплеснуть эмоции, открыться и принять помощь.

В своей работе я применяю куклу – перчатку и в период адаптации детей к детскому саду. Она помогает мне сблизиться с ребенком, ребенок легче идет на контакт, быстрее складываются доверительные отношения.

Перчаточный театр отвечает всем педагогическим требованиям: доступность, эффективность воздействия, вариативность в использовании. Пособие мобильное, универсальное, прочное и безопасное.

Свою работу по театральной деятельности планирую заранее, подбираю материал соответствующего содержания, при этом ставлю перед собой задачу – увлечь ребенка играть дальше, повести в игре за собой, давая сделать что – то по - своему, дать свободу выбора. Только тогда получится игра, которая потом постепенно превратится в спектакль.

На первом этапе привлекаю детей лишь к проговариванию отдельных фрагментов, не требую буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправляю детей, играю дальше. Одно и то же произведение проигрываю несколько раз. А когда дети хорошо усвоят текст, то поощряю их за точность его изложения, подключаю детей к игре.

Далее провожу небольшие упражнения с детьми, сразу же после окончания театрализованной игры. Дети еще в восторге от только что увиденного, поэтому предлагаю детям поиграть так же. Для упражнений использую высказывания только что выступивших персонажей. Например, в сказке «Теремок», надо попроситься в теремок, как мышка или медведь. Устраиваю соревнование: кто лучше попроситься в домик за мышку, медведя. И как полагается, победителю – аплодисменты.

Затем провожу с детьми игры – имитации: «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи как не слышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».

Следующий этап – отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой работы приступаю к совместным инсценировкам.

Использую все образовательные области: познавательное и речевое развитие, чтении художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, социализацию. Также широко применяю в различных режимных моментах в виде игр: во время умывания детей, укладывания спать, при сборе на прогулку; в ходе наблюдений за окружающим. В зависимости от ситуации использую как фрагмент, сюрпризный момент, мини – игру, ввожу сказочный персонаж.

Чтобы сохранить внимание детей на длительное время, использую частую смену видов деятельности (артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, ходьба пальчика по различным крупам, дидактические игры, пальчиковые игры и гимнастику, подвижные игры).

Работу с этим видом театра выстраиваю индивидуально (при проведении индивидуальной работы по развитию речи, по подгруппам (заучивая стихотворение, потешку) и коллективно (при показе сказки, проведении различных игр). В самостоятельной деятельности детей помогаю им объединиться в небольшие группы, проиграть до конца небольшое литературное произведение

Стоит отметить, что театральный уголок стал любимым местом группы для детей.

В нашем дошкольном учреждении создана группа «Театральный сундучок», где артистами выступают наши педагоги. Каждый квартал для всех возрастных групп устраивается театральное представление, что вызывает восторг у юных зрителей. Это все ведет к привитию интереса детей к театральному творчеству.

В процессе работы по данной теме, я постоянно расширяю и углубляю свои знания, охотно делюсь своим опытом, провожу открытые занятия. На педсовете поделилась своим опытом с коллегами и показала презентацию «Сказка в гости к нам пришла», где новым методом работы с детьми, было создание книжки по сказке «Колобок», в которой художниками были сами дети.

Сама делаю дидактические пособия, которые направлены на сенсорное развитие детей (закрепление цвета, формы).

Развитие театрализованной деятельности, накопление социально – нравственного опыта детей – длительная работа, которая предполагает вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс. Чтобы у меня сложилась полная картина того, насколько родители интересуются театром сами и прививают детей в данном направлении, мной было дважды проведено анкетирование, которое помогло мне в дальнейшем при построении своей работы с ними.

Для развития творческой и речевой активности детей, с родителями группы провела консультацию на тему: «Значение театра в жизни ребенка», на которой рассказала о роли театральной деятельности для всестороннего развития детей, а также познакомила их с видами домашнего театра, продемонстрировала их.

Провела с родителями мастер – класс на тему: «Театр своими руками», где они имели возможность лично поучаствовать в изготовлении игрушки для театрального уголка группы, а так же использовать этот опыт для своего домашнего театра.

Между родителями нашей группы проведен конкурс «Лучшая кукла для театра». Победители конкурса получили грамоты, а участники благодарности.

Для показа кукольного спектакля для детей на своей группе, а также на детских утренниках привлекаю родителей, предлагаю им сыграть роль. Сначала они стеснялись, но, видя как детям интересно, с каким восторгом они смотрят представления с их участием, стали и сами предлагать себя в качестве участников в спектаклях.

Для того чтобы занятия, развлечения и спектакли были интересными для детей, совместно с родителями изготавливаю: атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.).

В приемной комнате был оформлен информационный стенд «Что такое театр, а также папка – передвижка «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста». Изучив их, родители, знакомятся с произведениями, которые необходимо читать ребенку в этом возрасте.

Каждому родителю интерес знать, как прошел день ребенка в детском саду, чем он занимался, какие у него достижения, поэтому я использую один из современных и удобных способов общения с родителями Viber, он дает возможность знакомиться с жизнью группы каждый день, ведет к тесному контакту между родителями и воспитателем.

Результативность опыта

Дети учатся использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Наладились взаимоотношения с другими участниками игры, дети стали играть дружно, не ссориться, распределять роли.

Перспектива

Работа над театрализованной деятельностью очень кропотливая, но интересная, а самое главное дает хорошие результаты в развитии речи детей. И, конечно, мне хочется поделиться опытом со своими коллегами и продолжить свою работу в данном направлении с родителями.

Вывод:

Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Дети очень любят играть, их не надо заставлять это делать. Театральная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Театрализованная игра – эффективное средство развития личности ребенка. Дети становятся активными, раскрепощенными и их духовный мир становится ярче и краше, легче адаптируются в обществе.

Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность, учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова:

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Список используемой литературы:

1. Ушаков О. С. Теория и практика развития речи дошкольника :- Сфера. 2009г.

2. Ушаков О. С. Занятия по развитию речи в детском саду :- Сфера 2009г.

3. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007г.

4. Елжова Н. В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007г.

5. Журнал «Детский сад от А до Я» №4 2008г.

6. Журнал «Детский сад». №1-12 2014г.

7. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам.

8. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.

9. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре.

10. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - Сфера 2008г.

11. Картушина М. Ю. Забавы для малышей:- Сфера 2009г.

12. Веракса Н. Е. Вераксы А. Н. играем в сказку «Теремок» :- Мозаика-Синтез 2009г.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка»Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.

Мастер-класс для педагогов «Эти строки посвящаю Родине своей. Значение поэзии в развитии дошкольника» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение поэзии в развитии дошкольника. Материалы и оборудование: материал для разучивания.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письмуЗначение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму. Уже давно известно, какую пользу несет моторика руки: это развитие соответствующих.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возрастЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника. Младший дошкольный возраст В дошкольном возрасте основным видом деятельности дошкольника является игра, с помощью которой происходит формирование всех сторон личности.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение театрализованных игр в развитии ребенка-дошкольника
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 16:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение театрализованных игр в развитии ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хисамутдинова (УИ 1311282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД