Венера Павленко
Значение сюжетно-ролевых игр в коррекции детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – важнейший компонент развития ребенка. Она так же необходима для его развития – как воздух для дыхания.
Игра может быть как очень полезной и развивающей – так и вредной и тормозящей развитие. Все зависит от ее содержания и организации
Ведь что такое игра? Это моделирование ситуаций и сценариев реальной жизни. Порой своеобразное. Порой фантастическое. Но игра – это отражение реальности.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Порой для самоуспокоения родителям хватает наблюдения, что ребенок занят игровой деятельностью и ведет себя относительно спокойно. Это одна из самых серьезных родительских ошибок. Но ведь так же себя вели наши родители, скажете вы. И будете абсолютно правы. Наши папы, мамы, бабушки и даже прабабушки, реагировали так же. Вот только времена изменились.
Раньше вместе играли дети всех возрастов. В силу многодетности семей и ограниченности вариантов развлечений. Старшие задавали тон и содержание игр. Порой шкодливое. Но адекватное действительности. Младшие – перенимали нормы и правила, в свою очередь, с возрастом, передавая их. Сейчас – этой преемственности нет. А обилие виртуальных развлечений зашкаливает. И ребенок, не имея оценочной шкалы, начинает моделировать в игре любую получаемую информацию. Закреплять в игровой деятельности, как положительные, так и негативные модели и состояния.
Эта ситуация возникла не сейчас. И не внезапно. Я хочу зачитать вам слова педагога с мировым именем, Константина Дмитриевича Ушинского: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни - отражение часто отрывочное, странное. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. …Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни»
Самый главный совет, который я хотела бы дать всем родителям: хотя бы пару раз в день, несколько минут наблюдайте за игрой своего ребенка. И вам раскроется его внутренний мир. Его проблемы и потребности. То, что он никогда не скажет вам прямо.
И второй по важности совет: как можно чаще играйте с ребенком. Задавая ему правильные игровые модели и адекватные эмоциональные состояния. Приучая его к социальному взаимодействию и работе в команде. Это необходимо любому ребенку. И критически необходимо ребенку с задержкой психического развития.
Ввиду особенностей развития, именно сюжетно-ролевая игра позволяет максимально эффективно выработать у таких детей поведенческие модели и адекватное эмоциональное реагирование. Преодолеть барьер в общении с другими детьми.
Я могу несколько часов рассказывать о нейропсихологических, неврологических и других аспектах игровой деятельности. Но это не задача нашей встречи. И не ее формат. Поэтому хочу дать несколько практических рекомендаций:
- Сюжеты ролевых игр для детей с ЗПР должны быть просты и кратки по компоновке и содержанию. Максимум 2-3 ролевых действия (этапа) для достижения цели.
- Выбор содержания сюжетов должен основываться на актуальных проблемах и потребностях ребенка.
- Родитель должен убедиться, что срежиссированный им сюжет правильно воспринимается ребенком и адекватно воспроизводится его воображением.
- Родитель должен мотивировать ребенка на достижение игровой цели и поддерживать мотивацию в ходе игры.
- Родитель должен непосредственно участвовать в игровом процессе.
- Не нужно заострять внимания на отклонении ребенком от ролевого сюжета. Главное – должны быть реализованы обучающие и воспитательные цели игры.
- Игровые предметы не могут быть абстрактными. (нельзя скажем мяч и кубик определить как медвежонка и зайчика) максимум – игрушки и куклы играют воодушевленные роли.
- Если детей несколько, родитель должен стимулировать игровое взаимодействие между ними.
- сюжеты игр могут быть как предметно – бытовые («Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка», так и психокоррекционные. Например, преодоление детских страхов.
Я расскажу, как нужно играть в такие игры:
Для них наиболее эффективно использование игр с мягкими игрушками и куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребенка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу.
Роли следует распределять так: сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую - ребенок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств.
Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка: например, если ребенок боится отвечать на вопросы воспитателя, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. При этом нужно обратить внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения «Я справлюсь», приемы саморегуляции: поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление их).
В конце, хочу дать третий важный совет: играйте с ребенком в игры важные и полезные для него. Для его потребностей на данном этапе.