Анна Ермакова
Значение спортивных игр для развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здорового образа жизни у дошкольников через элементы спортивных игр
Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья.
Публикация «Значение спортивных игр для развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Темочки
Игра – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.
Наиболее распространённые и самые любимые среди детей дошкольного возраста спортивные игры. В основе их лежат физические упражнения, в процессе которых ребята преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Играя, ребенок всегда находится в определенных взаимоотношениях с коллективом. Игра – это первая школа воспитания общественного поведения [3, с. 10]. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства.
Здоровье ребенка – самое ценное, что может быть у его родителей. Реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становится все меньше. Одним из факторов, негативно влияющих на ситуацию, является то, что подавляющая часть родителей концентрирует свое внимание на лечебных процедурах, упуская из виду ценность профилактических мероприятий. Причин этому множество: интенсивный, изматывающий стрессами темп современной жизни; поглощенность современных родителей работой; низкий уровень физической культуры в семьях, быту и т. д.
Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Спортивные игры и развлечения оказывают благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т. е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки, иначе все действия ребенка будут запаздывающими, неэффективными. В большинстве спортивных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Возможность изменения темпа игры самими детьми превращает ее в средство для регуляции нагрузки.
Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности - потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.
В спортивных играх и развлечениях развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
Велико также значение спортивных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.
Обучая детей элементам спортивных игр и упражнений, мы решаем следующие задачи:
– формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
– формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
– обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т. п.);
– обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
– воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;
– формирование привычки к здоровому образу жизни.
Чем отличаются спортивные игры от спортивных упражнений.
Спортивные игры – самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.
Элементы спортивных игр :
Баскетбол: Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
Бадминтон: Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.
Футбол: Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.
Хоккей: Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.
Волейбол: Обучать элементам «Школы мяча». Перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу, от груди. Перебрасывать мяч через шнур, сетку вдаль из-за головы. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди через сетку.
Дети старшего подготовительного возраста с большей охотой играют на прогулке в спортивные игры.
Спортивные игры в детском саду могут использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как мотивация к здоровому образу жизни.
Следует выделить также, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей.
На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений, трудом, играми и пр.
В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.
Таблица: пример составления картотеки спортивных упражнений и игр
Объединяющий критерий Упражнения Игры
Вторая младшая группа
Катание на велосипеде и самокате 1. Водить велосипед и самокат за руль, делать повороты.
2. Садиться и сходить с велосипеда и самоката.
3. Ездить по прямой с поддержкой и без неё.
4. Тормозить и останавливаться.
5. Ездить по кругу с поворотами налево и направо. 1. «По узкой дорожке» : дети должны проехать по узкой дорожке, ограждённой кеглями с двух сторон.
2. «Кто приедет быстрее» : соревнование по скоростной езде.
3. «Кто придёт последним» : дети должны проехать отрезок пути самым медленным ходом.
Средняя группа
Скольжение по ледяным дорожкам 1. Скользить по недлинной, слегка наклонной дорожке при помощи воспитателя.
2. Скользить по горизонтальной дорожке, оттолкнувшись с места.
3. Скатываться с невысокой горы сидя на ледянке.
4. Скатываться с невысокой горы на ногах в глубоком присяде.
5. Скользить по горизонтальной дорожке после разбега. 1. «Достань игрушку» : Во время скольжения ребёнок должен дотронуться до игрушки, которую держит воспитатель.
2. «Поезд» : 2–3 ребёнка, присев, скатываются с горки, держась друг за друга.
3. «Через ворота» : на середине горизонтальной дорожке ставятся воротца, ребёнок должен прокатиться под ними.
4. «Мячом в цель» : во время скольжения дети бросают мяч в цель.
Старшая группа
Футбол 1. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой.
2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.
3. Один ребёнок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.
4. Удар мяча ногой в стенку и его приём.
5. Один ребёнок посылает мяч ногой, другой останавливает его ногой.
6. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.
7. Вести мяч вокруг стоек.
8. Вести мяч и ударять по воротам.
9. Один ребёнок стоит в воротах, другой ударяет по мячу.
10. Вратарь стоит в воротах, трое детей поочерёдно посылают мячи в ворота. 1. «Подвижная цель» : дети стоят по кругу, в кругу водящий. Дети передают друг другу мяч ногами, стараясь попасть в водящего.
2. «Гонка мячей» : все дети ведут мяч по сигналу до ориентира.
3. «Задержи мяч» : дети стоят в кругу, внутри защитник, он пытается задержать мяч, который передают друг другу ногами нападающие.
4. «Футболист» : перед ребёнком кладётся мяч и закрываются глаза. Он должен подойти к мячу и ударить по нему.
5. «Сильный удар» : трое детей делают сильный удар по мячу. Чей мяч дальше всех улетит.
6. «Попади в обруч» : дети делают по 3 удара правой и левой ногой, стараясь попасть мячом в обруч.
7. «Пингвины» : дети зажимают мяч между колен и бегут до ориентира.
Подготовительная группа
Бадминтон 1. Вытянуть руки вперёд, переложить волан из руки в руку. Подбросить волан вверх и поймать его обеими руками. Одной рукой, хлопнув в ладоши.
2. Научиться правильно брать и держать ракетку правой и левой рукой.
3. Имитация разных движений ракеткой без волана.
4. Отбивание волана ракеткой вверх.
5. Воспитатель подбрасывает волан рукой, ребёнок отбивает ракеткой.
6. Дети становятся по двое и перебрасывают волан друг другу.
7. Дети становятся напротив друг друга — один подаёт волан, другой отбивает и наоборот. 1. «Попади в круг» : дети бросают воланы в обруч.
2. «Кто дальше» : дети с воланами и ракеткой стоят на одной линии и по сигналу посылают волан как можно дальше.
3. «Отрази волан» : дети стоят в кругу с ракетками, водящий в середине с воланом. Водящий бросает волан вверх, дети должны его отбить.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.