Светлана Черкашина
Значение самообразования воспитателя в контексте непрерывного образования
▼ Скачать +Заказ
Аннотация. В статье рассматривается роль, цель, формы и основные
характеристики самообразования в профессиональной деятельности
педагога. Подробнее изучается вопрос составления индивидуального плана
самообразования, основные этапы плана и его результаты в
профессиональной деятельности непрерывного образования.
Ключевые слова: профессиональное самообразование,
профессиональная компетентность, план самообразования, воспитатель,
непрерывное образование, профессиональное мастерство.
Публикация «Значение самообразования воспитателя в контексте непрерывного образования» размещена в разделах
Система российского образования находится в условиях модернизации,
приоритетом которой становится, прежде всего, развитие ее кадрового
потенциала. Постоянные изменения касаются непосредственно и
дошкольного образования.
Актуальной становится проблема непрерывного профессионального
роста педагога, совершенствование мастерства педагога. В данных условиях
педагог-воспитатель должен постоянно овладевать новыми педагогическими
технологиями воспитания и обучения, совершенствовать свои знания. В
связи с этим мы рассматриваем одну из форм непрерывного образования
педагога – самообразование.
Самообразование – одна из актуальных форм непрерывного
повышения профессионального мастерства педагога. Самообразование – это
неотъемлемая часть, профессиональная функция педагога, отвечающая за
постоянный рост в профессии, а значит и за успешность и востребованность
воспитателя [2, 52].
Основными характеристиками самообразования являются уже
полученный в своей сфере объем знаний, но при этом постоянно
пополняющийся новой актуальной информацией, самостоятельная работа с
различными источниками информации, ограниченный степенью интереса в
определенной области. В основе этой интеллектуальной работы лежат
личные особенности человека, непосредственные интересы, которые
обусловлены, в конечном итоге, социальными, экономическими и
культурными потребностями.
Источниками самообразования выступают изучение научной и научнопопулярной, учебной, художественной литературы, участие в научноисследовательской работе. Педагогам необходимо постоянное
прослушивание лекций и семинаров, участие в конференциях различного
уровня, доклады, консультации специалистов, посещение музеев, выставок и
др.
Мы говорим о том, что цель самообразования педагога – это
направленность на развитие личности, раскрытие профессиональных умений
и навыков, повышение образовательного уровня. При этом самообразование
должно отвечать современным и актуальным требованиям развития системы
дошкольного образования в целом. Важным аспектом, в этой связи,
выступает способность педагога к саморазвитию и самообразованию, умение
не просто ориентироваться, но и активно участвовать в происходящих в
системе дошкольного образования инновационных процессах.
В. А. Сухомлинский отдавал предпочтение самообразованию перед
другими формами методической работы. Он писал: «Знания, добытые
самообразованием, очень твердо сохраняются в памяти. В процессе
самообразования формируются индивидуальные черты личности,
вырабатывается индивидуальный стиль умственного труда».
Как подтверждает опыт, основные принципы самообразования
педагога на всех этапах развития его профессионализма следующие:
- комплексное изучение психолого-педагогических и научнометодических проблем;
- при самообразовании научно-теоретическая подготовка
взаимосвязана с практической деятельностью воспитателя;
- соответствие содержания самообразования уровню подготовки
педагога, его способностям;
- взаимосвязь образования с творческим поиском;
- системность, последовательность и непрерывность.
Самообразование будет результативным лишь тогда, когда оно
целенаправленное, систематическое, строго распланированное. Для этого
необходимо составлять индивидуальные планы самообразования, планы
профессионального развития, для отслеживания результатов деятельности
при самообразовании.
Способность к самообразованию рассматривается как стремление к
самосовершенствованию и качественному карьерному росту, являясь одним
из показателей профессиональной компетентности педагога.
Самообразование включает в себя способность расширять и углублять
знания, применение теоретической информации в своем опыте работы,
осмысление передового опыта и возможность его использования в условиях
своей группы в детском саду. Это первый шаг к совершенствованию
профессионального мастерства. Педагог самостоятельно пополняет и
конкретизирует свои знания, находит эффективные приоритетные для себя
приемы работы с воспитанниками, получает представление об
инновационных методиках и технологиях, то есть педагог должен быть
нацелен на постоянное саморазвитие и самообразование, ведь даже
регулярные курсы повышения квалификации, семинары и конференции не
могут решить все проблемы, возникающие в образовательном процессе [1].
Однако для достижения результатов важно отметить, что участие
администрации дошкольного учреждения является важным в процедуре
анализа и самооценки педагогической деятельности. Детский сад помогает
разработать индивидуальную программу развития (личного плана,
реализовать ее в своей профессиональной деятельности и отслеживать
результативность. В детском саду должен быть сформирован банк
материалов, включающий разные варианты планов работы по
самообразованию, списки рекомендованной литературы, тексты докладов,
образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности, образцы
конспектов литературных источников, новинки литературы и др.
Одной из форм самообразования является составление и подготовка
личного плана по самообразованию. Данный план будет являться
результатом деятельности, направленной на самообразование конкретного
воспитателя по индивидуальному плану.
План по самообразованию делится на три этапа. На первом этапе
работы определяется проблема исследования. Информационноподготовительный этап предполагает изучение учебно-методической и
научной литературы, знакомство с работами коллег, ведение собственной
картотеки литературы. На практическом уровне воспитатель проходит курсы
повышения квалификации. В рамках практической деятельности воспитатель
активно участвует в городских семинарах, заседаниях муниципальных
методических объединений воспитателей, принимает участие в вебинарах по
интересующей теме. Педагоги внедряют опыт работы, принимают участие в
тренингах, акциях. Но также практическая деятельность заключается в
разработке конспектов занятий, в создании собственных дидактических игр и
упражнений, в создании пособий, в подготовке консультаций по теме
самообразования для родителей и педагогов.
В завершении плана самообразования воспитатели подводят итоги
проведенной работы и оформляют ее результаты. Главным при этом является
характеристика проведенной работы, анализ и теоретическое обоснование
результатов, определение будущих перспектив в работе.
Подводя итог, стоит отметить, что в ходе составления и реализации
такой формы самообразования, как «план профессионального
самообразования» педагоги повышают свою профессиональную
компетентность.
Таким образом, профессиональное самообразование воспитателя
дошкольного учреждения представляет собой многокомпонентный и
профессионально-значимый процесс. Самообразование включает в себя
познавательную, предметную, психолого-педагогическую деятельность,
направленную на непрерывное образование педагога. Профессиональное
самообразование непосредственно связано с проявлением значительных
волевых усилий, высокой степенью организованности и сознательности,
принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. При
этом педагог должен быть стрессоустойчивым к негативным результатам
своей деятельности и обладать способностью к рефлексии [3, 242].
Самообразование педагога вместе с его саморазвитием и
самосовершенствованием должно превратиться в его каждодневную
потребность, это, несомненно, будет способствовать обновлению и
улучшению системы образования в стране в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамонова, О. С. Непрерывное профессиональное образование в
системе повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной
организации / О. С. Мамонова.
2. Кладько, Л. В. Роль самообразования педагога дошкольной
образовательной организации в XXI веке / Л. В. Кладько, Н. П. Сазонова //
Нравственность в современном мире: психологический и педагогический
аспект : сборник статей Международной научно-практической конференции.
– Уфа, 2020. – С. 52-54.
3. Ханова, Т. Г. Непрерывное образование педагогов дошкольного
образования : методическое сопровождение повышения профессиональной
компетентности /Т. Г. Ханова, Н. В. Белинова // Проблемы современного
педагогического образования. – 2020. – № 67-3. – С. 242-243.