Тамара Лунёва
Значение речедвигательной координации для физического и психического развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной координации и неточности выполнения движений, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. У таких детей, также наблюдаются трудности в овладении навыками самообслуживания, существенно страдает координация движений рук и зрительный контроль. Также снижена двигательная память и речь.
Публикация «Значение речедвигательной координации для физического и психического развития ребенка» размещена в разделах
Изучение анамнеза детей патологией зрения показывает, что особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: они позже возрастных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять, у них с запозданием формируются лазание, ходьба, прыжки и др. Чаще всего, эти дети соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Важно отметить, что несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической, артикуляционной.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир. Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети лучше говорят.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти, которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса).
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников.
Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом.
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Помните из детства замечательную речевую игру «Я знаю пять.»? Ее можно проводить на любом лексическом материале. Эта игра не справедливо забыта. Она выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач : расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч.
• «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.)
• «Один-много» (образование мн. ч. сущ. в Р. п)
• «Какой сок» (образование относительных прилагательных)
• «Скажи наоборот» (использование антонимов)
• «Назови детеныша»
2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает над головой следующему.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
Туфли, валенки, сапоги - обувь.
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку Дети передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. (С)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числит.) Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч.
Пуговицы, длинноногих страусов.
«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч. Проворонила ворона вороненка.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.
Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук.
Одним из методов стимулирования и развития речи являются речевые подвижные игры.
Они научат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др. Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.
И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития речи пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.
Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.