Елена Берняева
«В гостях у кота Матроскина. Русская изба». Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 «Ягодка» пгт. Ярославский Хорольского муниципального округа Приморского края
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе:
«В гостях у кота Матроскина»
Воспитатель: Берняева Е. Н.
Цель: Знакомство с жизнью и бытом русской деревни
Задачи: Дать представление об убранстве русской избы и особенностях деревенского двора.
-познакомить с названиями деревенской утвари;
-дать понятие об основных отличиях города и деревни;
Воспитывать любознательность, интерес к жизни людей в деревне
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: печь, ухват, кочерга, чугун, шесток, устьице, заслонка, дымоход, крынка, плетень, изгородь, колодец, хлев, домашний скот, рукомойник, хлев, сарай, баня, прихлевок.
Подготовительная работа: чтение книг Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»; беседы о деревне; подбор загадок и пословиц о деревенском быте; работа в книжном уголке, экскурсия в краеведческий музей детского сада.
Оборудование: картина с изображением русского двора, фотографии деревенской утвари, печки, предметы деревенской утвари (рушник, чугунок, крынка, загадки, пословицы, поговорки по теме, фонограммы русских народных мелодий, персонажи (кот Матроскин, Шарик)
Предполагаемый результат:?
Ход занятия:
Входит почтальон Печкин. Воспитатель обращает внимание на персонаж.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Узнали?
Печкин: Здравствуйте, ребята! Как вас много, я не просто пришел, а по делу. Я принес письмо от кота Матроскина. (отдает его воспитателю)
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно смотрел телевизор и увидел передачу про ваш детский сад и решил с вами познакомиться. Приезжайте, пожалуйста, ко мне в гости в Простоквашино, я хочу с вами подружиться.»
Воспитатель: Ну как, ребята, хочется вам в гости к Матроскину? Как же мы туда доберемся?
Печкин: А я на что? Я вас провожу, давайте собираться.
Воспитатель: Это хорошо, но мы же идем в гости, а с пустыми руками в гости не ходят. Как вы думаете, что мы можем с собой взять, чтобы подарить нашим друзьям Матроскину и Шарику?
Дети: Рисунки, поделки.
Воспитатель: Ну вот и все готово, можно отправляться в путь.
Дети идут в заранее приготовленный зал с имитацией убранства деревеской избы. Детей встречат Матроскин.
Матроскин: Здравствуйте, здравствуйте! Для дорогих гостей и ворота настежь. Заходите, гости дорогие, не стесняйтесь, посмотрите, как я живу. Нравится? А у вас как, так же как у меня или нет?
Ответы детей:
Матроскин: Посмотрите сюда (показывает на печь).Вы знаете, что это такое? Для чего она нужна?
Ответы детей:
Матроскин : Да, печка моя универсальна, она и дом греет, и кормит меня. А зимой, когда мы с Шариком мерзнем, лезем на печку и греемся и на никакие болезни не страшны. А еще я в печке воду грею, ведь у меня нет горячей воды, а в печке она стоит горячая хоть целый день. А какое в ней получается вкусное топленое молоко- пальчики оближешь!
Матроскин: У вас в городе тоже печка есть?
Ответы детей:
Воспитатель: Матроскин, а как же ты нагреваешь такую большую печку?
Матроскин: Да очень просто! Может, ребята знают, пусть попробуют ответить.
Ответы детей:
Матроскин : А зачем их в дровенник убирать, как вы думаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Шарик, Матроскин, но ведь это же тяжелый труд : надо в лес съездить, напилить деревья, распилить их на четыре части, привезти, а потом еще и наколоть.
Матроскин: Тяжел, зато для здоровья полезно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как же вы пищу готовите, куда кастрюлю ставите?
Матроскин: А вы разве не знаете, что в деревне кастрюли и не нужны, мы ими не пользуемся. В печь ставим вот что. (Показывает чугунки.) Как это называется?
Ответы детей:
Матроскин: Чугуны бывают разного размера: и большие и маленькие, смотря для чего они потребуются.
Дети: Ну у него же нет ручек, как же ты его берешь и вынимаешь из печки, когда он очень горячий?
Матроскин: Я отодвигаю заслонку, разгребаю кочергой угольки, затем беру ухват, подхватываю чугунок и ставлю его в устье печи. Когда все сварится, достаю тоже ухватом. Вот это место у печки называется –шесток- сюда можно ставить чугуны, или пироги, пред тем, как их в печь посадить. Запомнили, как называются мои помощники?
Ответы детей:
Воспитатель: Матроскин, объясни ребятам, для чего нужна заслонка.
Матроскин: Чтобы из печки тепло не выходило.
Дети: Но ведь тепло через трубу все равно убежит.
Матроскин: Нет, когда в печи все дрова прогорают, тогда заслонку и трубу закрывают.
Вот, видите, когда печь горит, дым по дымоходу поднимается вверх и выходит через трубу в небо, а когда дыма уже нет, тогда можно закрывать трубу, чтобы тепло на улицу не выходило. Если раньше закрыть заслонку, весь дым пойдет в дом, а это очень опасно. Можно отравиться.
Воспитатель: Надо же, сколько секретов, а кажется все очень просто. Жаль, что у нас в городе такой чудесницы нет. А чем это так вкусно у тебя из печки пахнет?
Матроскин: Ой, совсем забыл, это я вам угощение приготовил, пирожков напек.» Не красна изба углами, а красна пирогами». Садитесь за стол, я вас сейчас своим молоком угощу от моей любимой коровы Мурки,
Дети: Где у тебя можно руки помыть? Где ванная комната?
Матроскин: А у нас ванной нет, на кухне есть рукомойник, там мы и моем руки, а моемся в бане. кто из вас был в деревне и мылся в бане? Правда здорово?
Воспитатель: А откуда же ты воду берешь?
Матроскин: Как откуда, а вы, ребята, арзве не знаете, откуда воду в деревне берут?
Ответы детей: Из колодца.
Матроскин: А у вас разве не так?
Дети: У нас есть водопровод, краны с горячей и холодной водой. Какую тебе нужно, такую и включаешь. В каждую квартиру вода сама по трубам приходит, а грязная утекает.
Матроскин: Вот правду говорят: «Много гостей, много новостей». Как много интересного я от вас узнал. Ну что, помыли руки? Вот вам рушник, вытирайте их и садитесь. Шарик, Шарик неси крынку с молоком, ребят угощать будем.
Матроскин объясняет детям,что такое крынка.
Матроскин: Нравится вам мое молочко? Это моя Мурка его дает.
Воспитатель: А где сейчас твоя Мурка?
Матроскин : Как где, она же у меня в коровьем доме живет, а как он называется подскажут ребята.
Дети: Хлев.
Матроскин : Правильно, хлев, в нем мы держим весь домашний скот, а в прихлевке (пристройка к хлеву) храним сено, которым кормим корову. А что такое сено?
Дети: Высушенная трава, его заготавливают летом и укладывают в стога, так оно лучше хранится и не сыреет.
Матроскин: Сеном корову кормят всю осень, зиму и весну. Еще его используют ка подстилку для других животных: свиней, овец, телят.
Шарик: Матроскин, я для ребят приготовил интересные загадки про наше деревенское житье-бытье.
Стоит шуба в избе,
А рукав на улице.
(Печь и труба.)
Кривы, корявы,
Залегли, как павы,
А как стали горячи,
Облизали кирпичи.
(Дрова в печи.)
Что в избе за коровьи рога? (Ухват.)
Черный конь прыгает в огонь. (Чугун.)
Матроскин: Молодцы,ребята, все-то вы знаете.
Воспитатель: Да, ребята, хорошо мы погостили, но пора домой. «В гостях хорошо, а дома лучше».
Матроскин: Ребята, мы вам с Шариком тоже подарки приготовили.
Раздают подарки и уходят.