Приложение МААМ

«В гостях у кота Матроскина. Русская изба». Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы

Елена Берняева
«В гостях у кота Матроскина. Русская изба». Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 «Ягодка» пгт. Ярославский Хорольского муниципального округа Приморского края

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе:

«В гостях у кота Матроскина»

Воспитатель: Берняева Е. Н.

Цель: Знакомство с жизнью и бытом русской деревни

Задачи: Дать представление об убранстве русской избы и особенностях деревенского двора.

-познакомить с названиями деревенской утвари;

-дать понятие об основных отличиях города и деревни;

Воспитывать любознательность, интерес к жизни людей в деревне

Темочки:

Словарная работа: печь, ухват, кочерга, чугун, шесток, устьице, заслонка, дымоход, крынка, плетень, изгородь, колодец, хлев, домашний скот, рукомойник, хлев, сарай, баня, прихлевок.

Подготовительная работа: чтение книг Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»; беседы о деревне; подбор загадок и пословиц о деревенском быте; работа в книжном уголке, экскурсия в краеведческий музей детского сада.

Оборудование: картина с изображением русского двора, фотографии деревенской утвари, печки, предметы деревенской утвари (рушник, чугунок, крынка, загадки, пословицы, поговорки по теме, фонограммы русских народных мелодий, персонажи (кот Матроскин, Шарик)

Предполагаемый результат:?

Ход занятия:

Входит почтальон Печкин. Воспитатель обращает внимание на персонаж.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Узнали?

Печкин: Здравствуйте, ребята! Как вас много, я не просто пришел, а по делу. Я принес письмо от кота Матроскина. (отдает его воспитателю)

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно смотрел телевизор и увидел передачу про ваш детский сад и решил с вами познакомиться. Приезжайте, пожалуйста, ко мне в гости в Простоквашино, я хочу с вами подружиться.»

Воспитатель: Ну как, ребята, хочется вам в гости к Матроскину? Как же мы туда доберемся?

Печкин: А я на что? Я вас провожу, давайте собираться.

Воспитатель: Это хорошо, но мы же идем в гости, а с пустыми руками в гости не ходят. Как вы думаете, что мы можем с собой взять, чтобы подарить нашим друзьям Матроскину и Шарику?

Дети: Рисунки, поделки.

Воспитатель: Ну вот и все готово, можно отправляться в путь.

Дети идут в заранее приготовленный зал с имитацией убранства деревеской избы. Детей встречат Матроскин.

Матроскин: Здравствуйте, здравствуйте! Для дорогих гостей и ворота настежь. Заходите, гости дорогие, не стесняйтесь, посмотрите, как я живу. Нравится? А у вас как, так же как у меня или нет?

Ответы детей:

Матроскин: Посмотрите сюда (показывает на печь).Вы знаете, что это такое? Для чего она нужна?

Ответы детей:

Матроскин : Да, печка моя универсальна, она и дом греет, и кормит меня. А зимой, когда мы с Шариком мерзнем, лезем на печку и греемся и на никакие болезни не страшны. А еще я в печке воду грею, ведь у меня нет горячей воды, а в печке она стоит горячая хоть целый день. А какое в ней получается вкусное топленое молоко- пальчики оближешь!

Матроскин: У вас в городе тоже печка есть?

Ответы детей:

Воспитатель: Матроскин, а как же ты нагреваешь такую большую печку?

Матроскин: Да очень просто! Может, ребята знают, пусть попробуют ответить.

Ответы детей:

Матроскин : А зачем их в дровенник убирать, как вы думаете?

Ответы детей:

Воспитатель: Шарик, Матроскин, но ведь это же тяжелый труд : надо в лес съездить, напилить деревья, распилить их на четыре части, привезти, а потом еще и наколоть.

Матроскин: Тяжел, зато для здоровья полезно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как же вы пищу готовите, куда кастрюлю ставите?

Матроскин: А вы разве не знаете, что в деревне кастрюли и не нужны, мы ими не пользуемся. В печь ставим вот что. (Показывает чугунки.) Как это называется?

Ответы детей:

Матроскин: Чугуны бывают разного размера: и большие и маленькие, смотря для чего они потребуются.

Дети: Ну у него же нет ручек, как же ты его берешь и вынимаешь из печки, когда он очень горячий?

Матроскин: Я отодвигаю заслонку, разгребаю кочергой угольки, затем беру ухват, подхватываю чугунок и ставлю его в устье печи. Когда все сварится, достаю тоже ухватом. Вот это место у печки называется –шесток- сюда можно ставить чугуны, или пироги, пред тем, как их в печь посадить. Запомнили, как называются мои помощники?

Ответы детей:

Воспитатель: Матроскин, объясни ребятам, для чего нужна заслонка.

Матроскин: Чтобы из печки тепло не выходило.

Дети: Но ведь тепло через трубу все равно убежит.

Матроскин: Нет, когда в печи все дрова прогорают, тогда заслонку и трубу закрывают.

Вот, видите, когда печь горит, дым по дымоходу поднимается вверх и выходит через трубу в небо, а когда дыма уже нет, тогда можно закрывать трубу, чтобы тепло на улицу не выходило. Если раньше закрыть заслонку, весь дым пойдет в дом, а это очень опасно. Можно отравиться.

Воспитатель: Надо же, сколько секретов, а кажется все очень просто. Жаль, что у нас в городе такой чудесницы нет. А чем это так вкусно у тебя из печки пахнет?

Матроскин: Ой, совсем забыл, это я вам угощение приготовил, пирожков напек.» Не красна изба углами, а красна пирогами». Садитесь за стол, я вас сейчас своим молоком угощу от моей любимой коровы Мурки,

Дети: Где у тебя можно руки помыть? Где ванная комната?

Матроскин: А у нас ванной нет, на кухне есть рукомойник, там мы и моем руки, а моемся в бане. кто из вас был в деревне и мылся в бане? Правда здорово?

Воспитатель: А откуда же ты воду берешь?

Матроскин: Как откуда, а вы, ребята, арзве не знаете, откуда воду в деревне берут?

Ответы детей: Из колодца.

Матроскин: А у вас разве не так?

Дети: У нас есть водопровод, краны с горячей и холодной водой. Какую тебе нужно, такую и включаешь. В каждую квартиру вода сама по трубам приходит, а грязная утекает.

Матроскин: Вот правду говорят: «Много гостей, много новостей». Как много интересного я от вас узнал. Ну что, помыли руки? Вот вам рушник, вытирайте их и садитесь. Шарик, Шарик неси крынку с молоком, ребят угощать будем.

Матроскин объясняет детям,что такое крынка.

Матроскин: Нравится вам мое молочко? Это моя Мурка его дает.

Воспитатель: А где сейчас твоя Мурка?

Матроскин : Как где, она же у меня в коровьем доме живет, а как он называется подскажут ребята.

Дети: Хлев.

Матроскин : Правильно, хлев, в нем мы держим весь домашний скот, а в прихлевке (пристройка к хлеву) храним сено, которым кормим корову. А что такое сено?

Дети: Высушенная трава, его заготавливают летом и укладывают в стога, так оно лучше хранится и не сыреет.

Матроскин: Сеном корову кормят всю осень, зиму и весну. Еще его используют ка подстилку для других животных: свиней, овец, телят.

Шарик: Матроскин, я для ребят приготовил интересные загадки про наше деревенское житье-бытье.

Стоит шуба в избе,

А рукав на улице.

(Печь и труба.)

Кривы, корявы,

Залегли, как павы,

А как стали горячи,

Облизали кирпичи.

(Дрова в печи.)

Что в избе за коровьи рога? (Ухват.)

Черный конь прыгает в огонь. (Чугун.)

Матроскин: Молодцы,ребята, все-то вы знаете.

Воспитатель: Да, ребята, хорошо мы погостили, но пора домой. «В гостях хорошо, а дома лучше».

Матроскин: Ребята, мы вам с Шариком тоже подарки приготовили.

Раздают подарки и уходят.

Публикации по теме:

Конспект познавательной экскурсии «Путешествие в прошлое» в мини-музей «Русская изба» с детьми второй младшей группыКонспект познавательной экскурсии «Путешествие в прошлое» в мини-музей «Русская изба» с детьми второй младшей группы Цель: дать детям первоначальное представление о русской избе как жилище крестьянской семьи. Задачи : -развивать умение отвечать на вопросы.

«В гостях у кастелянши». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у кастелянши». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Цель: расширение знаний детей о профессиях работников.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группыКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Марьи Искусницы» для детей средней группы «В гостях у Марьи Искусницы» (конспект НОД по познавательному развитию в средней группе) Программное содержание: Формирование у детей интереса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гостях у кота Матроскина. Русская изба». Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы
Опубликовано: 28 января 2025 в 15:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В гостях у кота Матроскина. Русская изба». Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Берняева (УИ 2436306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД