Марина Цыбина Казакова
Значение природы в развитии творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений мастеров изобразительного искусства. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы, красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции.
Мир природы выступает как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.
Публикация «Значение природы в развитии творческих способностей ребенка» размещена в разделах
По мнению К. А. Тимирязева, «природа и есть тот источник красоты, которого достанет на всех, из которого всякий черпает по мере своего разумения». Это значит, что восприятие природы требует специальных познаний, определенных мыслительных процессов. Как ни важно уметь ощущать гармонию цветов, красок, форм и контуров, творческое восприятие природы означает способность замечать необычное, анализировать, размышлять. Эстетическое постижение природы требует чувства, страсти, взволнованности.
В природе людей поражают ее творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – все это воспринимается нами как прекрасное начало. Природа – удивительный зодчий, который в своей созидательной деятельности основывается на поразительных по своей красоте и целесообразности конструктивных принципах и закономерностях.
Материал любого искусства и разные стороны действительности, имеющие эстетический характер, творчески воспринимаются лишь на основе эмоционально-чувственного отклика на них. Эмоции и чувства – конституирующие компоненты эстетического освоения мира, занимающие базисное положение в психической культуре личности. Вне чувственно-эмоционального отношения не может быть подлинного освоения искусства и эстетических свойств действительности. Эмоционально и глубоко осознанное переживание природы и пейзажного искусства вызывает у учеников волю к деятельности, творческую активность.
Природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Отечественный педагог В. А. Сухомлинский именно природу ставит на первое место в этом процессе. Он писал: «…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы…Идите в поле, в парк, пейте из источников мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами…Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями».
Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств и вызывает чувство прекрасного.
Необходимо, чтобы ребенок в своем творчестве всегда находился у источника мысли, то есть среди наглядных образов и, прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на его обдумывание. Если же на глаза детей не попадают произведения великих мастеров, если изолировать детей от природы и если с первых дней обучения они воспринимают только слово, то дети быстро утомляются и не справляются с работой, предлагаемой учителем. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок творческого мышления. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К. Д. Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание. Именно благодаря эстетическому восприятию, указывал педагог, в юной душе развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выражения закрепляет самую мысль.
Ребенок-Художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель, в свою очередь, помогает ребенку «открыть глаза» на видимый мир, реализуя основной методический принцип – одухотворение природных явлений.
Большую пользу приносит одновременное приобщение школьников к восприятию красоты реальной природы и искусства. Когда дети наблюдают заход солнца, осенний лес, полезно прочитать им стихотворение или прозаический отрывок из произведения. Впечатления, вызываемые реальной природой и искусством, усиливают друг друга. Таким образом, природу можно сравнить с мощным катализатором, который пробуждает в маленьком человеке дремлющие доселе душевные силы, не только помогает эмоционально окрасить огромный поток информации, каждый день, обрушивающийся на ребенка, но и облегчает ему осмысление происходящего через призму красоты, гармонии, эстетики.