МААМ-картинки

Значение природы в развитии творческих способностей ребенка

Марина Цыбина Казакова
Значение природы в развитии творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Природа всегда была вдохновителем искусства, источником великих творений мастеров изобразительного искусства. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы, красота природы способствует творческому вдохновению, вызывает у человека положительные эмоции.

Мир природы выступает как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.

Публикация «Значение природы в развитии творческих способностей ребенка» размещена в разделах

По мнению К. А. Тимирязева, «природа и есть тот источник красоты, которого достанет на всех, из которого всякий черпает по мере своего разумения». Это значит, что восприятие природы требует специальных познаний, определенных мыслительных процессов. Как ни важно уметь ощущать гармонию цветов, красок, форм и контуров, творческое восприятие природы означает способность замечать необычное, анализировать, размышлять. Эстетическое постижение природы требует чувства, страсти, взволнованности.

В природе людей поражают ее творческие силы, вечное обновление жизни, вечное движение. Постоянное возникновение и уничтожение, непрерывное движение и изменение – все это воспринимается нами как прекрасное начало. Природа – удивительный зодчий, который в своей созидательной деятельности основывается на поразительных по своей красоте и целесообразности конструктивных принципах и закономерностях.

Материал любого искусства и разные стороны действительности, имеющие эстетический характер, творчески воспринимаются лишь на основе эмоционально-чувственного отклика на них. Эмоции и чувства – конституирующие компоненты эстетического освоения мира, занимающие базисное положение в психической культуре личности. Вне чувственно-эмоционального отношения не может быть подлинного освоения искусства и эстетических свойств действительности. Эмоционально и глубоко осознанное переживание природы и пейзажного искусства вызывает у учеников волю к деятельности, творческую активность.

Природа заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Отечественный педагог В. А. Сухомлинский именно природу ставит на первое место в этом процессе. Он писал: «…Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы…Идите в поле, в парк, пейте из источников мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами…Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями».

Природа возбуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств и вызывает чувство прекрасного.

Необходимо, чтобы ребенок в своем творчестве всегда находился у источника мысли, то есть среди наглядных образов и, прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на его обдумывание. Если же на глаза детей не попадают произведения великих мастеров, если изолировать детей от природы и если с первых дней обучения они воспринимают только слово, то дети быстро утомляются и не справляются с работой, предлагаемой учителем. Вот почему каждое путешествие в природу есть урок творческого мышления. Чувственно-воспитательная мощь природы настолько велика, считал К. Д. Ушинский, что без этой эмоциональной силы ограниченным становится само знание. Именно благодаря эстетическому восприятию, указывал педагог, в юной душе развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыскивает себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выражения закрепляет самую мысль.

Ребенок-Художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель, в свою очередь, помогает ребенку «открыть глаза» на видимый мир, реализуя основной методический принцип – одухотворение природных явлений.

Большую пользу приносит одновременное приобщение школьников к восприятию красоты реальной природы и искусства. Когда дети наблюдают заход солнца, осенний лес, полезно прочитать им стихотворение или прозаический отрывок из произведения. Впечатления, вызываемые реальной природой и искусством, усиливают друг друга. Таким образом, природу можно сравнить с мощным катализатором, который пробуждает в маленьком человеке дремлющие доселе душевные силы, не только помогает эмоционально окрасить огромный поток информации, каждый день, обрушивающийся на ребенка, но и облегчает ему осмысление происходящего через призму красоты, гармонии, эстетики.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так складывается.

Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей ГБОУ Школа №1467 Структурное подразделение №2Из опыта работы воспитателя Осьмининой Е. Ю. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:.

Консультация для родителей «Значение чтения в развитии ребенка» Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный.

Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка. Главная особенность игрушки - в ней, в обобщенном виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок.

Роль сенсорных игрушек в развитии творческих способностей ребенкаРоль сенсорных игрушек в развитии творческих способностей ребенка Игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка,.

Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Дошкольный возраст — этап психического.

Значение интегрированных занятий в изодеятельности с элементами конструирования для развития творческих способностей ребенка Задачи всестороннего развития: Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное значение которой – образное.

Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия.

Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети?.

Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ОВЗ» Общение выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение природы в развитии творческих способностей ребенка
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 16:27
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение природы в развитии творческих способностей ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Марина Цыбина Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД