МААМ-картинки

Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»

Надежда Хазова
Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

«Дети должны жить в

мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии,

творчества».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет.

Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет

чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит

этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.

Публикация «Эссе „Значение игры в развитии ребенка-дошкольника“» размещена в разделах

Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он

знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует

действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать,

сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок

развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года,

когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами

реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет

собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время

являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так

называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты

действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на

себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими

игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)

деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой

игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра

– наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на

протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие

воображаемой ситуации.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности

поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых

сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои

сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и

больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать

импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.

Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в

мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой

для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок

начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,

игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов

и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок

становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных

сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности

человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает

вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,

сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей.

В игре он имеет возможность прожить то, что является для него

недоступным в жизни взрослых.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.

Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные

предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на

себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в

воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают

способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным

образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают

учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения,

строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает

огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые

потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды

деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с

игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков

вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат

продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она

освобождается от игры.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая

идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто

игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.

Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры

определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.

Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем

известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные

игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются

играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер

- в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная

задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют

высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют

его.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем

можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального

развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие

психические новообразования. В структуре психических функций

центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает

возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются

познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно

работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное

самосознание ребенка.

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя

роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его

отношение к действительности.

Литература:

1. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста.

Минск, 1997.

2. Немов Р. С. Психология. М., ВЛАДОС, кн. 1,2003.

3. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Значение русского народного творчества в развитии ребенка младшего дошкольного возраста» Исакова О. Д. воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ НШ-ДС № 24 с. Чкаловское Значение русского народного творчества в развитии.

Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника Лепка – объемно-пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Близость детского лепного.

Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка. Главная особенность игрушки - в ней, в обобщенном виде, представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок.

Русские народные подвижные игры и их значение в развитии дошкольников Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Подвижная игра также как и многие виды фольклора, возникла в эпоху первобытно.

«Значение игры в развитии слухового восприятия и речи ребенка». Семинар-практикум для родителей с детьми с ОВЗ Согласно внедрению ФГОС ДО с родителями я старюсь выстраивать партнерские отношения. Участники: родители, воспитывающие детей дошкольного.

Консультация «Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника» Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не.

Эссе «Мой взгляд на становление ребенка дошкольника как личности» Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда,.

Значение игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста. Виды игр «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка О. Н. Кузнецова ГБДОУ детский сад № 45 Адмиралтейского района Санкт-Петербург «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаЗначение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»
Опубликовано: 13 января 2016 в 20:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Хазова (УИ 154958) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД