Надежда Хазова
Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в
мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии,
творчества».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет.
Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет
чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит
этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.
Публикация «Эссе „Значение игры в развитии ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он
знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует
действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать,
сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок
развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года,
когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами
реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет
собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время
являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так
называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты
действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на
себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими
игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)
деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой
игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра
– наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на
протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие
воображаемой ситуации.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых
сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и
больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой
для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок
начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,
игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов
и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает
вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,
сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей.
В игре он имеет возможность прожить то, что является для него
недоступным в жизни взрослых.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.
Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные
предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на
себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в
воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают
способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным
образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают
учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения,
строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает
огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые
потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с
игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков
вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она
освобождается от игры.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая
идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто
игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.
Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры
определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.
Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем
известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные
игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются
играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер
- в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная
задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют
высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют
его.
Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем
можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального
развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие
психические новообразования. В структуре психических функций
центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает
возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются
познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно
работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное
самосознание ребенка.
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя
роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его
отношение к действительности.
Литература:
1. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста.
Минск, 1997.
2. Немов Р. С. Психология. М., ВЛАДОС, кн. 1,2003.
3. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.