Евгения Осьминина
Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа №1467
Структурное подразделение №2
Из опыта работы воспитателя
Осьмининой Е. Ю.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей
детей».
Москва 2015 у. г.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии детей. Нельзя обучать детей общению без различных видов деятельности, так как в них у детей происходит взаимодействие друг с другом.
Публикация «Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами детей нужно учить умению общаться, учить культуре общения.
В дошкольном возрасте дети очень любознательны, у них есть желание познавать окружающий мир. Поэтому это самый благоприятный период для развития у детей творческих способностей. Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительные и коммуникабельны.
Систематическая работа по развитию творческих способностей способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, самовыражение ребенка, во многом зависит характер будущих отношений дошкольника в социуме.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, которые способствуют их формированию.
Для развития творческих способностей детей можно предложить следующие меры:
-Введение специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей детей.
- В любой деятельности давать детям больше заданий творческого характера.
-Управление взрослыми предметной, сюжетно-ролевой и игровой деятельностью с целью развития воображения детей.
-Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
-Работа с родителями.
В формировании творчества детей особая роль отводится воображению детей. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. А творчество является постоянным спутником детского развития. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача взрослого – опираясь на склонность детей к подражанию прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность.
Задача воспитателя – развивать у детей интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в словесном творчестве.
Огромное значение на развитие творческих способностей детей оказывает игра, которая является основным видом деятельности дошкольника. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослый должен не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее и включать в игру творческие элементы.
Богатым источником развития творческих способностей ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, среди них «перевирание» сказки, придумывание сказки «наоборот», придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Следующим видом деятельности, помогающим ребенку развить творческие способности, это, конечно же, художественно-творческая деятельность. Это: театрализованные игры, музыкальные игры, рисование, аппликация, ручной труд, лепка.
Рисование – дети, рисуя на листе бумаги, фантазируют, придумывают, изображают несуществующих героев, фантастические сюжеты. У ребенка формируется умение сравнивать, сопоставлять предметы по их размеру, форме, различать часть и целое, развивается речь, память, мышление. Воспитатель должен вызывать у детей к рисованию, способствовать фантазии, творчества. Необходимо давать детям цель рисования не по шаблону, а фантазировать и придумывать сюжет, задумывать то, что появится на листе самостоятельно. Только давая детям свободу деятельности, можно предполагать о развитии творчества и творческих способностей.
Аппликация - это мир детской фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия; положительные эмоции от своего творчества. Больше внимания надо уделять коллективным детским работам, в которых каждый ребенок, внося маленькую часть своего творчества, чувствует себя значимым в общей работе. Также учится радоваться успехам своих товарищей; общению, учится искать пути в создании своего творческого образа.
Лепка – занимаясь лепкой, дети узнают разные материалы (краски, глина, воск, пластилин, бумага, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. На занятии по лепке развивается речь ребенка.
В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Лепка только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. На занятиях лепкой воспитателем ставятся определенные задачи развития детского творчества, мышления, речи, воображения.
Ручной труд, конструирование – у детей развивается не только познавательный интерес, но происходит развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности. Правильно организованная деятельность дает детям возможность создавать художественный образ по своему желанию и замыслу. Дети не только знакомятся с самыми разнообразными материалами и их свойствами, но используют их в дизайн - деятельности. Они учатся оформлять игровую среду своими художественными поделками. Особенно богат для фантазий и творчества считается природный материал. Еще А. С. Макаренко обращал внимание на важность использования природного материала в творческой деятельности ребенка, т. к. считал, что природный материал является кладовой для фантазии и воображения.
Музыка, театр – выражение в движениях личных эмоциональных переживаний, создание оригинальных двигательных образов. Отражать в сказочных образах – характер, эмоции, жесты. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Ребенок в театрализованных играх учится жить, проживая жизнь своих героев.
В музыкальных и театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, сценическое, танцевальное, певческое.
Педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний и есть необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству; проявлять сочувствие к его неудачам; исключать из обихода замечания и осуждения.