Екатерина Косухина
Значение правильного дыхания в речевом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Человек родился. (Слайд 2) Он делает первый вздох. Его лёгкие расправляются и он кричит.
Дыхание – это естественный физиологический процесс обеспечивающий жизнедеятельность всего организма. Казалось бы, что особенного в дыхании? Процесс автоматический, на уровне инстинкта. Дышит ребенок – и слава Богу! Тем не менее, именно дыхание лежит в основе не только звучания речи, но и всех звуков, которые издает ребенок – смех, рыдания, крики, то есть, всех эмоциональных реакций человека, выражаемых шумами и звуками. Дыхание — одна из функций жизнеобеспечЕния человека. (Слайд 3)
Публикация «Значение правильного дыхания в речевом развитии ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мы дышим непроизвольно. И все было бы просто и замечательно, если бы не одно но: дыхательная система является основой звукопроизносительной. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении. Диафрагма задействована во всех трёх типах дыхания, но доля её участия в них разная. Различаются следующие основные типы дыхания (слайд 4)
1. грудной (верхнерёберный) — дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки, участие диафрагмы слабое. При таком типе дыхания вдох напряжённый, поднимаются плечи, при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса;
2. брюшной (Диафрагмальный) — дыхательные движения соверша ются в нижнем отделе грудной клетки. Вдох производится при сильном опускании диафрагмы, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания — лёгкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука — ухудшает его;
З) грудобрюшной (Диафрагмально-рёберный) — отличается от других типов дыхания реактивной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. Грудобрюшное дыхание — наиболее глубокий тип дыхания, более всего соответствующий требованиям образования звука. Этот тип дыхания наиболее оптимальный и в норме постепенно формируется у детей по мере их физического развития.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4-6-летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания.
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. У таких детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разных фазах дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
Причины нарушения развития речевого дыхания : (СЛАЙД 4)
Соматическое состояние ребёнка (частые простуды,
- наличие хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты - воспаление околоносовых пазух, гипертрофия аденоидов)
- Малоподвижный образ жизни;
- Чрезмерная двигательная активность, очень подвижная психика (часто в тонусе, не умеет расслабляться);
- Внешние факторы, заставляющие ребёнка нервничать, держать его в напряжении (сложная жизненная ситуация);
- Подражание речевому поведению старшего или авторитетного• ребёнка.
В своей практической и диагностической работе по ДОУ сталкиваюсь со следующими проблемами, связанными с речевым дыханием у дошколят : (слайд 5)
1. Нерациональный расход выдыхаемого воздуха Часто родители бывают свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха. Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается. Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.
2. Слабое развитие дыхательного аппарата. Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания : дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием и малоподвижным образом жизни.
3. Ребёнок дышит через рот, затруднённое дыхание через нос. Рот у ребёнка постоянно приоткрыт, произносит фразу частично на вдохе. Звукопроизношение получается в нос (так называемая гнусавость). Очень часто эти дети храпят во сне. Данная ситуация самая сложная. А ещё велика вероятность, что у ребёнка хроническая форма воспаления аденоидов и ему необходима медицинская помощь. При отсутствии своевременной помощи процесс становления речи очень затруднен, а последствия не предсказуемы
Как развить речевое дыхание?
Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом. Над чем в тесном взаимодействии с педагогами ДОУ мы работаем. Каждый педагог в свои занятия включает упражнения на развитие речевого дыхания.
Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе. Внимание педагога, работающего с ребенком над выработкой правильного речевого дыхания, должно быть сосредоточено на следующих моментах:
• во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны
• грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе
• живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе — опускаться
• во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот
• вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным
• сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание