Марианна Валерьевна Проскурня
Значение подражания для речевого развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Существует много точек зрения на то, с какого возраста нужно начинать воспитание ребёнка. Как-то к известному педагогу А. С. Макаренко пришла мама, гордая своей педагогической активностью и спросила:
- С какого возраста мне следует начать воспитывать своего малыша?
- А сколько ему сейчас? – ответил вопросом на вопрос Антон Семёнович.
- Всего 3 месяца, – отвечала мать.
- Вы опоздали ровно на 3 месяца, - ответил Макаренко.
Ещё более жё стко на этот вопрос отвечает английская поговорка: «За 20 лет до рождения». То есть воспитание надо начинать с самих себя.
Публикация «Значение подражания для речевого развития ребёнка» размещена в разделах
Можно ли говорить о том, что родители передают своим детям речь и умение общаться через генетические механизмы?
Мы хорошо знаем из опыта, что при разговоре по телефону можно спутать голоса взрослых и их детей. Наблюдая за поведением ребёнка – узнать жесты, мимику, походку, манеру смеяться и другие характерные черты его родителей. Хорошо известно, что дети усваивают характерные для родной семьи фразы, речевые обороты, иногда диалектные слова. Не следует опасаться таких «штампов», если они соответствуют литературной норме языка. Они не только неизбежны, но могут даже приносить пользу при уместном и умеренном употреблении. Эти характерные обороты позволяют коротко и чётко выразить мысль, пользуясь «готовой формой». В жизни маленького ребёнка, прежде всего дошкольника, значительную роль играет подражание. Дети сперва копируют своих родителей, затем старших братьев и сестёр. Эта способность проявляется произвольно или непроизвольно, и тогда ребёнок пытается стать похожим на объект подражания во что бы то ни стало. Он может надевать ваши вещи, подражать вашей походке или спать в вашей кровати. Через внешние подражания, увы, могут формироваться и вредные привычки, например, к курению. Но сам по себе этот механизм полезен, т. к. позволяет экономить время на обучение в первые, самые значимые для ребёнка годы жизни. Приспособительные способности человека в значительной мере определяются ранним периодом его развития, и своеобразной платой за эти возможности является длительность периода обучения. Указывают разные критические сроки усвоения основных навыков – от 3-х, 5-ти и в некоторых случаях до 10-ти лет.
Требования к качеству вашей речи можно суммировать следующим образом. Она должна быть чёткой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развёрнутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо различимы по звучанию и понятны ребёнку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если по той или иной причине ребёнок чего-то не воспринял, но ни в коем случае не следует упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся строицей. Полезно переспросить ребёнка, понял ли он сказанное вами, или даже попросить его повторить ваши слова, но без грозного: «А ну повтори, что я тебе сказал!». Не следует говорить слишком громко. Впечатление, что громкая речь лучше «доходит», обманчиво. Вовсе нет. Если кричит и повышает голос ребёнок, не пытайтесь перекричать его. Вы достигнете с большим успехом того же результата, если в ответ, наоборот, сами заговорите с ним тихим голосом, может быть даже на некоторое время перейдите на шёпот. Для ребёнка это станет своеобразной игрой, и ваша цель будет достигнута без потерь и лишних переживаний. Мало того, шёпот воспринимается как интимная, доверительная форма общения, а значит, является своеобразным приглашением перейти от «военного» противостояния к столу «мирных переговоров».
Используйте естественный, природный интерес ребёнка к тому, что вы говорите. У маленьких детей он растёт с момента появления речи примерно до старшего дошкольного возраста. Конечно, граница не приходится строго на день рождения. Это возраст, когда он в значительной мере зависит от вас и воспринимает без всяких дополнительных условий, без критики. Он с благодарностью принимает любые ответы на свои многочисленные вопросы. Не теряйтесь, если чего-то не знаете. Важно, чтобы ваша речь оставалась нормативной. Хороший выход из положения – чтение книг ребёнку. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не старайтесь сделать из него чудо-ребёнка. Если он усвоит всё, что ему положено в его возрасте, эти знания и умения станут надёжным фундаментом его дальнейшего развития.
Не следует ограничивать ребёнка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. У детей более развито образное восприятие, и поэтому очень полезно бывает рассматривать картинки – они являются своеобразной подсказкой. Хорошо известно, что дети могут, глядя на картинку, «читать» несложную сказку очень близко к тексту. Это «обезьянничанье» полезно не только для тренировки памяти, но и для тренировки хорошей речи «по образцу». Вообще полезно поощрять речь ребёнка, но не любую, а только правильную.
Надо также помнить, что даже если вы будете стараться говорить с ребёнком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи престанете их придерживаться, а ребёнок при этом будет присутствовать, все ваши старания могут оказаться напрасными.
Трудность этой проблемы зачастую заключается не в недостатке способности ребёнка усваивать необходимые навыки, а в том, что он вполне успешно усваивает неудачные их образцы, скорее демонстрируя этим высокие способности обучения. Поведение ребёнка подобно кривому зеркалу, показывает в гротескном виде нас самих – наше отношение к себе, наши страхи, неуверенность, нервность, грубость, ссоры, бездействие, завышенные притязания.