МААМ-картинки

Значение пальчиковых игр в развитии речи детей с ТНР

Ходулина Ольга
Значение пальчиковых игр в развитии речи детей с ТНР

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР»

Статья подготовлена

педагогом высшей категории

Ходулиной Ольгой Александровной

Петрозаводск

2023 г.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для всестороннего развития ребенка (его психических процессов, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками) и одной из важнейших задач для педагога, работающего с ребенком, является развитие речи дошкольника.

Публикация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей с ТНР» размещена в разделах

Как известно, в традиционной дошкольной методике развития речи основной формой было обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей почти не развивается, речевые фронтальные занятия не достаточно эффективны.

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимо:

1. Эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

2. Демократический (партнерский, доверительный стиль общения, где воспитатель – партнер, но партнер и консультант)

3. Достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия)

4. Большое количество материалов для «исследований», множество пособий, игр, то есть развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец речевой культуры.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности.

Одной из функций двигательной деятельности ребенка являются произвольные движения, формирование которых у человека происходит при участии речи.

Среди прочих двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребенка.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится на соответствующем уровне. А если развитие движения пальцев отстает – задерживается развитие речи.

В условиях детского сада работу над тонкими движениями рук рекомендуется проводить во всех возрастных группах с постепенным усложнением заданий. Проводятся упражнения во время игр детей, прогулок и в процессе работы на линии.

Занятия пальцевой моторикой начинаем с простых движений, доступных большинству детей, занимающимся в данный момент с педагогом

Все упражнения, которые я использую в своей работе разделены на три группы:

1-я группа - упражнения для кистей рук

Они развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений. Упражнение этой группы учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, учат переключаться с одного движения на другое. Например, это такие упражнение как «Фонарики», где ребенок учится сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, а затем поочередно, сопровождая движения стихотворными фразами. Или такие упражнения как «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Месим тесто», «Печем блины», «Флажки», «Шарик» и т. д.

2-ая группа - условно-статические упражнения для пальцев

С их помощью совершенствуются полученные ранее навыки на более высоком уровне, где требуются более точные движения.

В качестве таких упражнений дети изображают с помощью пальцев различных животных (зайца, козу, собаку, волка и др.) и выполняемые ими движения (зайцы машут ушами, коза бодается, улитка ползет, пчела летает). Различные предметы и объекты (стол, крышу, лодку, деревья, мостик и т. д.)

Такая игровая деятельность вызывает у дошкольников интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию их произвольного внимания, двигательной памяти, воображения и других психических процессов. Разученные пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретенные навыки и умения.

3-яя группа – упражнения для пальцев динамические

Они развивают точную координацию движений учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным. Например, упражнения «Семья», «Домик» при выполнении которых ребенок учится поочередно разгибать пальчики, начиная с большого. Такие же цели преследуют упражнения «Пальчики лежаться спать», «пальчики здороваются», «Дружные ребята».

Работа в детском саду по системе М. Монтессори дает много возможностей по реализации поставленных задач, но когда это сочетается с опытом традиционных наработок по данном у вопросу, то результаты такой работы становятся эффективнее. В своей педагогической деятельности, и в частности, такой работы по развитию речи детей я придерживаюсь основных принципов Монтессори-педагогики: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Также учитываю сензитивные периоды развития ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Хочется отметить что игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон в группе, развивают у детей умение подражать взрослому при выполнении упражнений, учат их вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять, выполнение дошкольником упражнений с сопровождением их короткими стихотворными строчками делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой, усиливает контроль за выполняемыми движениями. При занятиях пальчиковой гимнастикой развиваются различные памяти ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, а также стихотворный текст, соответствующий выполняемому упражнению.

Благодаря пальчиковым играм у детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать руками» целые истории, стихи, использовать их при рассказывании сказок, потешек. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной детальности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. В результате этой работы у детей лучше развивается внимание, память, другие психические процессы, связанные с речью.

И еще одна немаловажная деталь – в результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма будущим школьникам.

Пальчиковые игры – универсальный и развивающий инструмент воспитания ребенка.

Публикации по теме:

Значение подвижных игр в развитии детей раннего возрастаЗначение подвижных игр в развитии детей раннего возраста Подвижная игра влияет как на физическое развитие, так и на эмоционально-умственное развитие ребенка. Игра совершенствует и формирует новые.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение рисования в развитии детей дошкольного возрастаЗначение рисования в развитии детей дошкольного возраста Рисование является одним из интересных и важных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок развивает себя.

Значение театра в развитии речи детейЗначение театра в развитии речи детей Значение театра в развитии речи детей Аннотация: Данная статья раскрывает значение театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего.

Значение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возрастаЗначение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно - образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение пальчиковых игр в развитии речи детей с ТНР
Опубликовано: 19 сентября 2023 в 13:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД