Ходулина Ольга
Значение пальчиковых игр в развитии речи детей с ТНР
▼ Скачать
«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТНР»
Статья подготовлена
педагогом высшей категории
Ходулиной Ольгой Александровной
Петрозаводск
2023 г.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для всестороннего развития ребенка (его психических процессов, овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками) и одной из важнейших задач для педагога, работающего с ребенком, является развитие речи дошкольника.
Публикация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как известно, в традиционной дошкольной методике развития речи основной формой было обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей почти не развивается, речевые фронтальные занятия не достаточно эффективны.
Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимо:
1. Эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
2. Демократический (партнерский, доверительный стиль общения, где воспитатель – партнер, но партнер и консультант)
3. Достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия)
4. Большое количество материалов для «исследований», множество пособий, игр, то есть развивающая и обучающая среда.
Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец речевой культуры.
Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности.
Одной из функций двигательной деятельности ребенка являются произвольные движения, формирование которых у человека происходит при участии речи.
Среди прочих двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребенка.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится на соответствующем уровне. А если развитие движения пальцев отстает – задерживается развитие речи.
В условиях детского сада работу над тонкими движениями рук рекомендуется проводить во всех возрастных группах с постепенным усложнением заданий. Проводятся упражнения во время игр детей, прогулок и в процессе работы на линии.
Занятия пальцевой моторикой начинаем с простых движений, доступных большинству детей, занимающимся в данный момент с педагогом
Все упражнения, которые я использую в своей работе разделены на три группы:
1-я группа - упражнения для кистей рук
Они развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений. Упражнение этой группы учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время, учат переключаться с одного движения на другое. Например, это такие упражнение как «Фонарики», где ребенок учится сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, а затем поочередно, сопровождая движения стихотворными фразами. Или такие упражнения как «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Месим тесто», «Печем блины», «Флажки», «Шарик» и т. д.
2-ая группа - условно-статические упражнения для пальцев
С их помощью совершенствуются полученные ранее навыки на более высоком уровне, где требуются более точные движения.
В качестве таких упражнений дети изображают с помощью пальцев различных животных (зайца, козу, собаку, волка и др.) и выполняемые ими движения (зайцы машут ушами, коза бодается, улитка ползет, пчела летает). Различные предметы и объекты (стол, крышу, лодку, деревья, мостик и т. д.)
Такая игровая деятельность вызывает у дошкольников интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию их произвольного внимания, двигательной памяти, воображения и других психических процессов. Разученные пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретенные навыки и умения.
3-яя группа – упражнения для пальцев динамические
Они развивают точную координацию движений учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным. Например, упражнения «Семья», «Домик» при выполнении которых ребенок учится поочередно разгибать пальчики, начиная с большого. Такие же цели преследуют упражнения «Пальчики лежаться спать», «пальчики здороваются», «Дружные ребята».
Работа в детском саду по системе М. Монтессори дает много возможностей по реализации поставленных задач, но когда это сочетается с опытом традиционных наработок по данном у вопросу, то результаты такой работы становятся эффективнее. В своей педагогической деятельности, и в частности, такой работы по развитию речи детей я придерживаюсь основных принципов Монтессори-педагогики: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Также учитываю сензитивные периоды развития ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Хочется отметить что игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон в группе, развивают у детей умение подражать взрослому при выполнении упражнений, учат их вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять, выполнение дошкольником упражнений с сопровождением их короткими стихотворными строчками делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой, усиливает контроль за выполняемыми движениями. При занятиях пальчиковой гимнастикой развиваются различные памяти ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, а также стихотворный текст, соответствующий выполняемому упражнению.
Благодаря пальчиковым играм у детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать руками» целые истории, стихи, использовать их при рассказывании сказок, потешек. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной детальности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. В результате этой работы у детей лучше развивается внимание, память, другие психические процессы, связанные с речью.
И еще одна немаловажная деталь – в результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма будущим школьникам.
Пальчиковые игры – универсальный и развивающий инструмент воспитания ребенка.