Евгения Иванова
Значение особенностей зрительной и вербальной памяти в формировании произвольности психических процессов у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования показывают, что дети с нарушениями речевого развития часто имеют слабую зрительную и вербальную память. Эти аспекты когнитивной функции играют важную роль в успешном формировании произвольности у детей. Зрительная память позволяет удерживать информацию о визуальных образах, что является важным для обучения словам и понятиям. Дети с нарушениями речи могут испытывать трудности с запоминанием визуальных образов, что затрудняет усвоение нового материала и обучение.
Вербальная память, в свою очередь, помогает хранить и обрабатывать устную информацию. Дети с нарушениями речи могут иметь проблемы с запоминанием слов, фраз, инструкций и другой устной информации. Это затрудняет их способность к освоению речевых навыков и формированию произвольного поведения.
Процесс перехода к произвольности затрагивает не только поведение, но и все непосредственные процессы. Возраст 6–7 лет является кризисным в развитии произвольности, так необходимой для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Школьное обучение обязывает ребенка подчиняться школьным требованиям, выполнению правил поведения в школе, умению организации самостоятельной деятельности. Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т. д. Коротко рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте. Произвольность включает следующие умения: 1) Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу. 2) Ориентация на выполнение заданных требований. 3) Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего. 4) Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности. Если у ребенка развита произвольность поведения, то он умеет управлять своими поступками, контролировать свое настроение. Регулирование своим поведением связано с процессом созревания у ребенка лобных отделов в коре головного мозга. Ребенку довольно сложно управлять поведением, в связи с их несформированностью в возрасте 7 лет. 14 Так как произвольность поведения – это осознанное действо, то оно поддается формированию.
Развитие произвольности у старших дошкольников с ТНР имеет ряд специфических особенностей. Отмечается снижение на всех уровнях регуляции.
Дошкольный возрастной период имеет огромное значение для всего последующего психического развития ребенка. В этом возрасте прежде всего, формируется произвольность психических процессов, таких как внимание, память, воображение. Возможность произвольной регуляции деятельности напрямую связана с процессом созревания коры больших полушарий мозга, происходящим в дошкольном возрасте. Нормально развивающийся ребенок на протяжении дошкольного детства совершенствуется в способности произвольно управлять как внешней, так и внутренней (психической) деятельностью.
Характерная черта произвольности состоит в том, что запоминание чего-то, внимание к чему-то становится особыми самостоятельными целями.
Важно, чтобы ребенок мог, умел повлиять, подействовать на себя самого. На свою память, внимание, восприятие, на то, чтобы овладеть и управлять им.
Итак, произвольность психических процессов характеризуется следующим:
– осуществление того или иного психического процесса становится
особой целью (говорить, запомнить, думать и т. д.);
– ребенок осознает эту цель, т. е. отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение, обдумывает ответ на загадку и т. п. ;
– психические процессы как бы отделяются от практической деятельности и общения, частью которых они прежде были (например, ребенок играл и попутно запоминал названия машин). Они становятся самостоятельными.
Произвольность психических процессов имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Как показывают исследования, работа с детьми с нарушениями речи в формировании произвольности поведения требует особого подхода к развитию их зрительной и вербальной памяти. Различные методики помогают улучшить эти аспекты когнитивной функции и способствуют успешному обучению детей.
Один из путей улучшения зрительной и вербальной памяти у детей с нарушениями речи - использование разнообразных приемов и заданий, направленных на развитие этих когнитивных процессов. Методика "Коррекционная проба" в формировании произвольности у детей с речевыми нарушениями, например, предполагает использование специально подобранных заданий, которые помогают развивать зрительную и вербальную память детей. Этот метод включает в себя игровые элементы, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным для детей.
Другой метод, который может быть использован для улучшения зрительной и вербальной памяти у детей с речевыми нарушениями, - методика "Да и Нет". Этот подход основан на принципе задания вопросов, на которые дети отвечают "да" или "нет". Такие задания способствуют развитию устной речи, улучшению вербальной памяти и формированию произвольности в ответах детей.
Однако особое внимание следует уделить работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. У таких детей часто наблюдаются более выраженные трудности с зрительной и вербальной памятью, что требует специального подхода к их обучению. Работа с этой категорией детей через методику саморегуляции может быть эффективным способом помочь им преодолеть трудности и развить необходимые когнитивные навыки.
Саморегуляция позволяет детям с тяжелыми нарушениями речи контролировать свои действия и поведение, осознавать свои мысли и эмоции. Этот подход помогает им развивать произвольность поведения, улучшать зрительную и вербальную память, а также укреплять контроль над своими реакциями.
Таким образом, работа с детьми с нарушениями речевого развития в разновозрастной группе требует комплексного подхода, учитывающего их индивидуальные особенности. Улучшение зрительной и вербальной памяти играет важную роль в формировании произвольности у детей с речевыми нарушениями. Разнообразные методики и подходы, такие как "Коррекционная проба", "Да и Нет" и работа через саморегуляцию, способствуют успешному развитию когнитивных навыков и поведенческих реакций у этих детей.