Елена Федоренко
Значение игры для развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Лет двадцать пять назад, большинство детей шли в школу, не умея ни читать, ни писать, ни считать. Всему этому обучали в школе, и их интеллектуальное развитие от этого совсем не страдало. Сейчас ситуация изменилась.
Для того чтобы, ребенка приняли в хорошую школу (а впоследствии получил приличное образование, а потом удачно устроился в жизни) ему уже в 6 лет нужно выдержать солидный экзамен на «готовность». Поэтому родители спешат, как можно раньше начать его обучение. Так называемое «раннее развитие» в наши дни очень популярно и модно. Детей, чуть ли не с рождения, учат иностранному языку, логике, риторике, грамматике, математике и прочему. И родители за такое дошкольное образование готовы платить немалые деньги – ведь для будущего их ребенка ничего не жалко!
Публикация «Значение игры для развития дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
А воспитатели, в соответствии с законами рыночной экономики, охотно идут навстречу потребителю (т. е. родителю) и учат.
Данная тенденция является не только неоправданной - ни с педагогической, ни с психологической точки зрения - но и весьма опасной, несущей с собой непредсказуемые социальные последствия.
Дело в том, что в силу своих психологических особенностей дети дошкольники (до 7 лет) не способны к осознанной и целенаправленной учебной деятельности. Дети не могут учиться, только потому, что этого хотят взрослые. И беда не в том, что они ничего не приобретают от такого преждевременного обучения, в том, что они теряют необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство.
Свободная творческая игра – вот что является ведущей формой деятельности дошкольника. Значение и необходимость игры в дошкольный период подчеркивается всеми выдающимися психологами и педагогами, как отечественными, так и зарубежными. Ребенок должен играть, в детском возрасте это составляет норму жизни. В игре он соединяется с миром взрослых, принимает на себя роль взрослого и действует, как взрослый. Это особый вид самостоятельной творческой деятельности, которая носит развивающий и воспитательный характер.
Исследования игры последних десятилетий показали, что дети, которые много и интенсивно играли, показывают успешность в следующих областях:
1. Эмоциональной сфере – лучшее понимание, переживание и переработка чувств; дети лучше справляются с негативными переживаниями, разочарованиями и неудачами; менее выражена агрессивность; выше способность выдерживать «эмоциональные перегрузки»; повышенная общая психологическая стабильность; большая удовлетворенность ; более уравновешенное соотношение основных чувств страха, радости, печали, гнева.
2. В социальной сфере – дети лучше слушают партнера; повышена готовность к кооперации (взаимодействию с другими); лучше признают правила взаимодействия; повышенная чувствительность к несправедливости; повышенная способность завязывать дружеские отношения.
3. В моторной сфере – более высокая способность к быстрой реакции; улучшенная координация глаз-рука; более дифференцированная грубая и мелкая моторика; лучше ощущение баланса тела; более высокоразвитая произвольность.
4. В когнитивной сфере – дети показывают более высокое развитие осмысленного (логического) мышления; более высокую способность к концентрации внимания; лучшую память; более дифференцированную и развитую речь; развитую фантазию; лучшее понимание чисел и фигур; дети лучше распознают попытки манипулировать ими и т. д.
Таким образом, дети научаются в игре таким навыкам и развивают такие способности, которые необходимы человеку для самостоятельной, ответственной и частично автономной жизни.
Игра многофункциональна:
- она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности;
- игра является средством познания окружающего мира;
- в игре дети обогащают чувственный и жизненный опыт, развивают социальные опыт, осваивают нормы поведения и общения
- в игре проявляется самостоятельность, инициативность ребенка, его «взрослость», ребенок обживается в мире взрослых, моделируя ситуации будущей жизни;
- в игре ребенок развивает воображение и фантазию, учится воплощать замысел и доводить до конца.
В процессе игры возникают реальные отношения между детьми как партнерами. Реальные отношения включают функцию планирования игр: выбор сюжета, распределение ролей, игровых предметов, развитие сюжета и коррекция. Игра требует от ребенка отказа от спонтанных сиюминутных желаний и подчинения правилам, тем самым обеспечивает переход к произвольной регуляции поведения, укрепляется чувство ответственности и справедливости.
Игра для ребенка – это не привычное для нас развлечение, а работа, которую он выполняет для себя, потому что играет для собственного развития. Именно игра способствует развитию таких качеств, которые необходимы при дальнейшем обучении в школе.
Литература :
1. Загвоздкин В. К. «Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребенка.» - СПб. -Москва: Деметра - Народное образование – ИД Карапуз, 2005. – 160с.
2. Карин Нойшюц «Куклы - своими руками»/ Пер. с цвед. – М. : evidentis, 2001. – 192 с., илл.
3. Меличева М. В. «Культура здоровья дошкольника : Методическое пособие для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, валеологов». – СПб. : Изд-во РГПТУ им. А. И. Герцена, 2005. – 99с.