Ольга Бычкова
Консультация «Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Широта и разнообразие словаря - признаки высокого развития речи ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше у него возможностей в познавательной деятельности, содержательнее отношения с детьми и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Эффективным средством для решения всех задач речевого развития являются лингвистические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда ему нужно использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка и прочно закреплять знания и умения.
Публикация «Консультация „Игры для развития словарного запаса ребёнка-дошкольника“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В играх с предметами ребёнком используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.) В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Игры с природным материалом (семена растений, листья, камушки, ракушки) обогащают сенсорный опыт ребёнка. Дети с удовольствием учувствуют в играх «С какого дерева лист?», «Выложи узор из листьев и семян».
Много развивающих задач решают настольно-печатные игры. Эти игры – одно из самых любимых занятий для детей.
Игровое упражнение «Найди пару». Цель: нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: два яблока, одинаковые и по цвету, форме, размеру, или две машины, внешне ничем не отличающиеся. Активизация в словаре названий предметов и их частей.
Игровое упражнение «Что пропало?» Цель: развитие памяти, активизация существительных и прилагательных в словаре ребёнка. Игровыми задачами является также закрепление у детей знаний о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др., умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками.
Составление разрезных картинок и кубиков. Цель: учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, активизировать в словаре названия предметов и их частей.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, и др.
В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.
Чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место занимает словесная дидактическая игра. Эти игры и игровые упражнения активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Кузовок». Цель: образовывать уменьшительно – ласкательные наименования. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова : «Вот тебе кузовок, клади в него, что на –ок.» Ребёнок отвечает : «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, утюжок, сахарок, мешок, листок, колобок, колпачок, и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.
Игровое упражнение «Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?».
Цель: упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в числе и падеже. Детям показывается картинка с изображением животного, и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
Кошка – кошачий хвост, кошачье ухо, кошачья голова, кошачьи глаза; Заяц – заячий хвост, заячье ухо, заячья голова, заячьи глаза.
Игра «Наоборот». Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей). Педагог кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (весёлый - грустный) и бросить мяч педагогу.
Игровое упражнение «Закончи фразу». Цель: развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова. Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок говорит слово, которое пропустил взрослый: Днём светло, а ночью (темно); Зимой день короткий, а летом ….(длинный, дерево высокое, а куст ….(низкий….
Игра «Какой предмет?». Цель: развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать. Педагог показывает предмет на картине и задаё т вопрос: «Дуб какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Отвечают по цепочке: могучий, старый, мощный, сказочный, зелёный, …Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
Игра «Слова-действия». Можно провести по сюжетной картине. (Например, по картине “Зимние забавы»). Внимательно рассмотрите всех детей, что они делают. Назовите все слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Игроки отвечают по цепочке: кружится, падает, летит, блестит, идёт, стоит, едет, съезжает, мчится, катит, лепит, скользит, кидает, играет, улыбается, смеётся, хохочет, радуется, жмурится, держит, ждёт, любуется, старается, прицеливается, хочет, представляет, наблюдает, гуляют, играют.
Литература:
1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф. А. – М. : Просвящение.