Евгения Кузина
Значение игровой деятельности в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
По мнению многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов игровая деятельность – ведущий вид деятельности на протяжении всего дошкольного детства. Игра оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка.
Божович Л. И. говорит о дошкольном периоде как о большом отрезке жизни ребенка. Она в это время претерпевает большие изменения: рамки семьи расширяются до пределов улицы, города, страны. Для ребенка открывается мир человеческий отношений, различных общественных функций и видов деятельности людей. Он испытывает сильное желание включится во взрослую жизнь, участвовать в ней, но это не представляется ему еще возможным. Ребенок стремится к самостоятельности. В условиях такого противоречия рождается модель взрослой жизни, самостоятельная деятельность детей – ролевая игра[11].
Публикация «Значение игровой деятельности в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ролевая игра – это такой вид деятельности, в которой ребенок может воспроизвести деятельность и отношения взрослых в обобщенной форме, взяв на себя роль взрослого человека. Ребенок выбирает и исполняет определенную роль, у него появляется соответствующий образ – врача, мамы, водителя и образцы его действий. Несмотря на то, что жизнь в игре проходит лишь в форме представлений, она становится для ребенка настоящей жизнью из-за эмоциональной насыщенности.
В ходе эволюции человеческого общества дети постепенно перестали принимать участие в трудовой деятельности взрослых. Вместе с развитием общества усложняется подготовка детей к взрослой жизни. Формирование разнообразных действий стало проходить на уменьшенных копиях реальных предметов, которые нужны не для овладения профессиональными навыками, а для развития зрительно-двигательных и других координаций. Появляются современные игрушки и сюжетно-ролевая игра[8].
Согласно исследованиям Артемовой, Л. В. у дошкольников игра преобразуется в специфическую деятельность, имеющую сложную структуру. Игровая деятельность для ребенка – это средство приобретения навыков общения в обществе, взаимодействия со сверстниками. Игровая деятельность позволяет ребенку попасть в мир взрослых[4].
Для ребенка дошкольного возраста наиболее актуальными являются дидактическая, сюжетно-ролевая и подвижная игры.
Сюжетно-ролевые игры имеют структурные компоненты:
Сюжет – по определению Жуковской Р. И. – действительность, отображаемая детьми в своих играх. Чаще всего это сцены из быта семьи и трудовой деятельности. В каждом дошкольном возрасте воспроизводятся разные стороны внутри одного сюжета.
Содержание – момент, выделяемый ребенком, как основной в выбранном виде деятельности взрослых.
Постепенно происходит усложнение и сюжета, и содержание игровой деятельности.
В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя определенные роли, подчиняются определенным правилам. Для того, чтобы донести до детей нравственные нормы, которые воспроизводятся в процессе игровой деятельности, важно грамотное руководство игрой со стороны взрослого.
Дидактическая игра – содержательная и специфическая для ребенка деятельность. У данного вида игровой деятельности имеется готовый игровой материал, правила и замысел. Основное отличие дидактических игр от сюжетно-ролевых – возможность использования в педагогическом процессе[4].
Дидактические игры направлены на получение конкретного результата, имеют цель. Цель дидактической игры имеет два аспекта: познавательный (чему необходимо научить ребенка) и воспитательный (что следует привить ребенку – формы общения, способы сотрудничества).
Цель дидактической игры направлена на формирование каких-либо определенных психических способностей, процессов. Такие игры являются осмысленной деятельностью ребенка. Полученный опыт можно применить в других условиях и поэтому становится достоянием ребенка.
Игровая деятельность должна давать ребенку возможность применить в практической деятельности знакомое и побудить к усвоению нового. Дидактические игры условно можно подразделить на:
- направленные на развитие нравственных, гуманных отношений, волевых качеств, выражаемые в действиях и поступках.
- способствующие сенсорному развитию – восприятие цвета, формы, величины, слуховое восприятие). Данный вид дидактической игры особенно важен в младшем дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности ребенок учится приемам слухового, зрительного, осязательного обследования, которые помогают формированию сенсорных эталонов, являющихся основной для полноценного восприятия окружающей действительности.
- направленные на развитие познавательных процессов – памяти, интеллекта, речи, внимания) [8].
Каждая дидактическая игра имеет два начала: развлекательное и серьезное и их соотношение определяет вид игры.
Подвижные игры направлены на физическое развитие детей : улучшение физической подготовленности, укрепление здоровья, удовлетворение потребности в движении. Основное отличие от других видов игр – эмоциональность. Подвижная игра содержит в себе: интересные двигательные задания, неожиданные ситуации, игровые образы.
Театрализованные игры направлены на знакомство детей с окружающим миром посредством образов, красок, звуков. Они подразделяются на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся теневой театр, настольный театр. В них играющий является не действующим лицом, а создает сцены игрушечным персонажем, действует за него посредством мимики, интонаций.
В играх-драматизациях происходит перевоплощение в персонажа, ребенок живет его жизнью.
Игровая деятельность – одно из самых не понятных и удивительных явлений в развитии живых существ. Она возникает у разных народов, на разных этапах культурного развития. Игра представляет собой естественную и неустранимую особенность человеческой природы. Игра присуща также животным детенышам.
В современной науке существует несколько теорий биологического назначения игры. Так, Зеньковский В. В. считает игру разрядом энергии, которая скопилась в молодом существе, не нашедшей выхода на естественные потребности. По его мнению, игра является не случайной прихотью, а жизненной необходимостью. Похожая теория предложена американским философом Спенсером Г.
Согласно другой теории, польза игровой деятельность заключается в ее естественных воспитательных возможностях.
Бюллер считал, что к игре побуждает удовольствие, которое организм получает в процессе своего функционирования. Гросс рассматривал игру, как форму подготовки к будущей деятельности.
Ребенок играет всегда, но в его игровой деятельности скрыт большой смысл. Она всегда точно соответствует возрасту и включает элементы, которые приводят к выработке необходимых умений и навыков.
Учеными проводились исследования влияния игровой деятельности на развитие различных психических процессов у ребенка. Так исследования Истоминой З. М. показали, что игра благоприятно влияет на развитие предпосылок произвольной памяти у младших дошкольников. Мануйленко З. В. показала, что у малышей в игре значительно выше контроль движений, чем в деятельности, которая осуществляется по заданию.
В игровой деятельности происходит изменение психики ребенка в целом, а не развитие отдельных психических функций[18].
Исследователи, которые изучали игру, отмечают, что игры является наиболее свободным видом деятельности дошкольника. Непринужденный характер игровой деятельности выражается в свободном выборе сюжета, деятельности с предметами, которое, как правило, от конкретного назначения и обычного употребления.
Особенность игровой деятельности заключается в ее значении в развитии произвольности и сознания ребенком своего я и своих действий, являясь при это максимально свободной деятельностью.
В игре ребенку доступна возможность реализовать желание быть таким как другой, известный ему, человек – летчик, доктор, офицер. Происходит это именно в игре, т. к. возможности ограничены и взрослая жизнь еще пока недоступна.
Таким образом, игровая деятельность является ведущей на протяжении всего дошкольного детства. Содержание и сюжеты игр развиваются и становятся сложнее в процессе развития ребенка.
Игровая деятельность позволяет развивать разные стороны личности ребенка: общение в обществе, взаимодействие со сверстниками, произвольность и осознание себя и своих действий. В игре происходит развитие психики дошкольника в целом.
Наиболее актуальными в дошкольном возрасте являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.