Нарина Летифова
Значение игровой деятельности в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Значение игровой деятельности в развитии детей»
РЕК
Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество.
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные – все это оказывает влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр.
Публикация «Значение игровой деятельности в развитии детей» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, т. е. сюжетно – ролевые.
В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. Формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике дошкольника, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи, педагоги считают ведущей деятельностью дошкольника.
В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре дошкольник учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли. Значительно легче подчинится правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли в игре.
Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, на игру дома не остается времени родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование.
Как же сложно малышам, ведь они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидание взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы играли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами. Помогли в игре приобрести новых друзей.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности.
Свободная сюжетная игра- самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «понарошку», «как будто».
Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком; может быть «врачом» и лечить больных кукол и зверюшек. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
Подобно учению, игра возникла в ходе человеческой истории, как форма подготовки детей к жизни в обществе, к труду.
В младшем дошкольном возрасте игра имеет определенную тему. Дети играют в «семью», в «поликлинику», «путешествия», и т. д. Все это – разные темы игр. Большей частью темы игры берутся из окружающей действительности, но часто возникают игры на сказочные темы.
В соответствии с темой строится сюжет игры – это события, изображаются в игре. Сюжеты игр включают обычно определенную последовательность событий: мама кормит дочку, затем ведет ее гулять, укладывает спать.
Разыгрывая тот или иной сюжет игры, ребенок берет на себя роль – мамы, папы, врача, и др. Иначе невозможно передать несложный сюжет – нельзя изображать мама, если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить.
Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие роли раздает игрушкам. В совместной игре, имеющей несколько участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это роль – мамы, папы в семье, доктора в поликлинике.
Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры.
Роли выполняются при помощи игровых действий. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры) а могут быть словесными (команды, советы, замечания).
В игровых действиях используется игровой материал. Это – игрушки, и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль.
Главная особенность игрового материала в том, что предметы используются в игре, как правило, не в своем собственном значении, а как заместители других, настоящих предметов. В раннем детстве впервые возникает игровое использование предметов – с него и начинается развитие игры.
Хотя игра допускает достаточно свободное использование игрового материала, предметы- заместители совсем не обязательно должны быть похожи на те настоящие предметы, которыми изображаются. Выбор этого материала имеет большое значение. Во- первых, определенные игрушки, особенно если они представляют собой тематический набор («Больница», «Парикмахерская» и т. д., могут наталкивать детей на выполнение соответствующей роли, выбор темы и определение сюжета игры. Во- вторых, игровой материал должен обязательно давать возможность выполнения с ним игровых действий.
Когда играют вместе двое или больше детей, они вступают между собой в ролевые отношения, которые определяются ролями и выражаются в игровых действиях, обращенных друг к другу.
Кроме ролевых отношений, в совместной игре проявляются реальные отношения между играющими детьми. Они договариваются о том, во что будут играть, распределяют между собой роли, игровой материал, обсуждают те или иные стороны сюжета. Иногда реальные отношения приводят к конфликту – дети не могут договориться между собой и совместная игра распадается. Младшие дошкольники играют, как правило, в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал.
Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Сюжет игр однообразен. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.
Особенность игр младших дошкольников в том, что среди игровых действий преобладают внешние действия, по возможности точно, буквально воспроизводящие действия изображаемых людей.
На протяжении младшего и среднего дошкольного возраста происходит значительное изменение сюжетно – ролевой игры. Переход от одиночных игр к совместным, включающим, двух и более участников. Происходит это постепенно.
В более длительное общение дети начинают вступать по мере развития игровых изменений и более детального знакомства с жизнью взрослых. Стремление воспроизвести в игре не только действия с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах по игре.
Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика игр и усложняются их сюжеты. Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми.
Совместная игра создает необходимость реальных взаимоотношений между играющими детьми. Они должны научиться договариваться между собой, разрешать возникающие споры и недоразумения.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно – ролевая игра носит коллективный характер. Она отличается большим разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события, далеко выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны, человечества.
Как правило они заранее планируют игру - договариваются между собой о теме игры, распределяют роли, подбирают нужный игровой материал. Сам сюжет игры обычно определяется в ее ходе за счет выполнения своих ролевых действий, обращенных к партнерам по игре, и их ответных действий. Однако далеко не всегда детям удается последовательно разворачивать сложный сюжет. Нередко замыслы отдельных детей приходят в противоречие или дети не понимают смысла обращенных к ним ролевых действий партнера. В этих случаях требуется специальное обсуждение хода игры, нередко вмешательство взрослого.
В играх, имеющих развернутый сюжет, уже невозможно «буквально» выполнить каждое игровое действие – это только тормозит развитие сюжета.
Поэтому игровые действия старших дошкольников обычно выглядят скорее намеком на выполнение действия, чем реальным его выполнением. Они приобретают условный характер: еда изображается одним взмахом руки по направлению ко рту, письмо – проведением рукой в воздухе над бумагой. Значительная часть действий вообще не выполняется, а только обозначается словесно (поел, написал). Поскольку для детей самое важное – передать ролевые отношения, основное значение приобретают словесные обращения от лица своей роли к другим участникам игры.
Все большее внимание дети уделяют точному соблюдению правил, которые налагает на каждого участника игры выполняемая им роль. Отклонение от их выполнения сразу же замечается партнерами по игре и вызывает их осуждение.
Изменяется в старшем дошкольном возрасте и использование игрового материала. Поскольку игровые действия выполняются большей частью условно, для них не нужны предметы, с которыми можно действовать, как с настоящими. Значительно более привлекательными для детей становятся аксессуары, обозначающие роль (белая шапочка – для врача, фартук – накидка – для парикмахера).
Сложный характер приобретают у старших дошкольников соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте уже, как правило, выделились, постоянно являющиеся организаторами игр. Обычно и получают и главные роли. Организаторы игр обычно пользуются авторитетом среди сверстников. Их индивидуально - психологические качества, методы руководства играми могут оказать серьезное влияние на реальные взаимоотношения детей в играх и через это – на общий стиль общения детей и их поведения. Поэтому со стороны взрослого требуется особое внимание к таким детям и, если необходимо, индивидуальная работа сними.
У старшего дошкольного возраста, наряду с совместной сюжетно – ролевой игрой, получает и другая её разновидность – режиссёрская игра. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссёр в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам ограничивается тем, что передает их, придумывая происходящие с ним события.
Сюжеты таких игр могут достигать большой сложности.
Помимо сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте большое участие приобретают другие виды игр – подвижная и дидактическая. Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумывают и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков.
Значение игровой деятельности для психического развития детей.
Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени – школьного обучения.
в дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности.
Говоря об игре имеем в виду преимущественно совместную сюжетно – ролевую игру. Другие виды игр – подвижные, дидактические, строительные тоже широко используются в дошкольном воспитании.
Что дает игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?
Развивающее значение игры разнообразно. Ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, воображение, память, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.
Дидактические, подвижные, творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития личности ребенка, выступают связующим звеном в отношении к познаваемому.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях. Сюжет и игровые действия здесь могут быть определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей создаются и воплощаются в каких – либо движениях, мимике, интонациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, проникаться их чувствами, переживаниями.
Воспитатель является активным участником игр – драматизаций. Они показывают, какими разнообразными могут быть интонация, жесты, мимика, походка, поза, движения. У детей появляется интерес к кукольным и плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, особенно к сказкам и потешкам, они более эмоционально проявляют свое отношение к героям.
Многообразие игр, дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых, театрализованных, бесспорно оказывают большое влияние на формирование и нравственного поведения детей, черт характера: дети более внимательны и вежливы со взрослыми, у них появляется чувство ответственности, а также всестороннее развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
В играх проявляются и такие черты характера, которые могут служить примером для других: товарищество, дружба, честность.
Любая игра ставит цель обогатить, развивать опыт ребенка, развивать его умственные способности: умение сравнивать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения.
В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Наблюдая за играющим ребёнком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности его характера, отношение к товарищам и взрослым.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные условия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
В игре воспитываются интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.