Светлана Коротич
Значение игр с песком для развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Лето самое любимое время года у большинства детей. Летний период это прекрасная пора для закаливания, купания, игр, путешествий и конечно же построек из песка.
Вокруг песочницы пойдем.
В сказку добрую войдем.
Мы с совочками в руке
строим замок на песке!
Везде, где есть песок, каждый ребенок начинает строить причудливые замки, пещеры, города, лепить куличи и т. д. Ребенок получает огромное удовольствие, стряпая «пирожки» или роя подземные ходы в песке. Этот процесс, волшебным образом, увлекает детей настолько, что практически потом их сложно переключить на другую деятельность.
Публикация «Значение игр с песком для развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Несмотря на испачканные руки, песок положительно влияет на психику ребенка, помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как организуются на свежем воздухе.
Детям нравится пересыпать сухой песок, лепить из мокрого «пирожки», «куличики» и «угощать» друг друга. Дети с интересом нагружают песок в машины, перевозят его. В играх с песком широко применяют формочки, лейки, посудку, лопатки и грабли, ведерки. Яркие цвета на формочках позволяют закреплять знания о цвете и формы.
В раннем возрасте игры с песком является первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.
Психологи утверждают, что игры с песком очень полезны, ведь мелкие песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Теплый сухой песок, приятно пропускать сквозь пальцы. Песок является тренажером для пальчиков, потому что есть прямая зависимость между развитием речи и мелкой моторики малыша.
По мнению педагогов, игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасных средством для развития и саморазвития.
Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.
Песочница - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна - не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка. Игры с песком - это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т. п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)».
При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем, что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.
Таким образом, игры с песком позволяют :
а) стабилизировать психоэмоциональное состояние,
б)совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику,
в)стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности г)развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию,
д)стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор,
е)разнообразить способы сотрудничества.
Содержание игр и методика руководства в разных возрастных периодах (3-5, 5-7 лет).
Для детей младшего дошкольного возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому – воспитатель показывает и объясняет. В ходе игры задает вопросы, даёт советы и предложения, поощряет детей, контролирует их действия. Игры в этом возрасте могут быть элементарные сюжетно-ролевые (мама, папа, игры со строительным материалом.
Особенности руководства в средней группе: правила игры объясняются воспитателем перед началом, и показываются с помощью пробного действия, воспитатель внимательно следит за ходом игры, словесно поощряет. Игры могут быть сюжетно-ролевые с более сложным мотивом, театрализованные, хороводные.
В старшей и подготовительной группе воспитатель объясняет правила перед игрой, без показа и повторения, не принимает участие в игре, но следит за выполнением правил и за ходом игры. Игры могут быть сюжетно-ролевые(1-2 сюжета вместе, режиссерские, игры –драматизации, игры со строительным материалом, игры-импровизации.