Кушнырь
Значение дыхательных упражнений и артикуляционной гимнастики в развитии речи у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы ребенок говорил, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Все речевые органы состоят из мышц и эти мышцы нужно тренировать. Для этого и существует артикуляционная гимнастика. Даже если ребенок еще не говорит, она поможет укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения.
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Значимость дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания.
Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Задачи дыхательной гимнастики : - повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы; - развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо – и кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно – сосудистой системы и кровообращения.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний и т. д.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и д. р., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится не четкой, судорожной с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Если своевременно выявить нарушения и начать работу с ребенком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Для правильной речи нам необходим плавный длительный выдох, а так же четкая ненапряженная артикуляция. Помимо этого, для произнесения многих звуков важна сильная, направленная воздушная струя.
У многих детей нарушено не только речевое, но и физиологическое дыхание. Поэтому сначала необходимо сформировать его, а потом, на его основе уже речевое дыхание.
Физиологическое дыхание - это непроизвольный процесс. Вдох и выдох мы делаем через нос и по длительности они одинаковые.
При речевом дыхании сначала мы делаем короткий и глубокий вдох… пауза… и лишь потом, происходит длительный выдох, во время которого человек и говорит.
Требование к проведению дыхательной гимнастики.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил: - Упражнения проводить в проветренном помещении до еды. - Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно. - Вдох – через нос (плечи не поднимать, спина прямая). - Выдох – через рот (губы в форме «трубочки») или воздушную струю направлять на кончик языка. - Выдох должен быть длинным и плавным. - Важно, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота, чтобы щеки не надувались (для начала их можно придерживать руками). - Строго дозируйте количество и темп проведения упражнений, не допуская переутомления ребенка. При недомогании лучше отложить занятие. Время выполнения 3-4 минуты. Несоблюдение этого правила может привести к головокружению. - Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции имеют значительный оздоровительный эффект. - Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.
Дыхательные игры и упражнения
А сейчас, мы хотим вам представить несколько упражнений для дыхательной гимнастики. Эти упражнения просты и понятны и не требуют специальной подготовки. Поэтому рекомендуют их использовать в совместных играх с детьми с 3 лет. Эти упражнения будут полезны и детям, не имеющим проблем в развитии речи.
«Разгляди спрятанную картинку»
Предложите ребенку подуть на дождик, чтобы разглядеть, какая картинка спрятана за ним. Ребенок дует на дождик. Если правильно дует то дождик отклоняется позволяя разглядеть спрятанную картинку.
«Веселые насекомые»
Предложите ребенку поиграть в «веселые насекомые». На рамку, на ниточку подвешены насекомые. Помните, что насекомые должны находиться на уровне губ ребенка. Пусть малыш дует на картинки, вытянув губы «трубочкой» и не раздувая щеки.
«Лабиринт»
В игру может играть несколько человек по очереди. С помощью дыхания провести шарик по лабиринту. Лабиринт устроен так, что бы во время игры ребёнку приходилось дуть с разной силой (в процессе игры следить за дыханием ребёнка : вдох должен быть через нос, а выдох через рот; щёки не надувать)
«Веселый клоун»
Положите на ладонь ребенка шарик из ваты. Пусть держит ладонь на уровне губ и дует на шарик, вытянув губы «трубочкой». Цель игры попасть ватным шариком в окошко. Следите за тем, чтобы малыш правильно делал вдох и не раздувал щеки.
«Футбол»
В игру может играть несколько человек одновременно.
Дети дуют на "мяч", пытаясь "забить гол" –
мяч (вата) должен оказаться в воротах.
«Прожорливые фрукты»
Предлагаем детям задувать помпончики (ватные шарики или любые другие легкие предметы) в рот фруктам.
«Пурга»
Предложите малышу устроить «пургу» в бутылке. Поместите в бутылку пенопластовые гранулы. В бутылку вставьте соломинку для коктейля. Пусть малыш дует в соломинку, вытянув губы «трубочкой». Следите за тем, чтобы он правильно делал вдох и не раздувал щеки.
«Шторм в стакане»
Предложите ребенку поиграть в «шторм в стакане». Для этого нужно: открыть рот, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
Значимость артикуляционной гимнастики в развитии речи ребенка раннего возраста.
Артикуляционная гимнастика – это система специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков (артикуляционные органы : язык, губы, зубы и челюсть, твердое небо, мягкое небо, альвеолы).
Цель – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи: - сформировать правильную артикуляцию фонем; - укрепить постановку звука в слогах и словах; - усовершенствовать навыки постановки звука с помощью занятий на подвижность органов речи.
Чтобы ребёнок научился произносить звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. На раннем этапе очень полезна артикуляционная гимнастика, детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет детям- научиться говорить правильно, чётко и красиво. Важно в раннем возрасте отрабатывать чёткое произношение звуков так как это является основой при обучении письму на начальном этапе.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики :
- Основное требование – это систематичность. Упражнения должны выполняться каждый день. Минимум 2 -3 раза в неделю.
- Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть на стуле, тело не должно быть в напряжении. - Выполнение задания происходит перед зеркалом. Ребенку должно быть хорошо видно лицо педагога, который показывает правильное выполнение движений и свое лицо. - Артикуляционные упражнения проводятся в течение 5 – 10 минут. - Каждое упражнение необходимо выполнять 5 - 6 раз в умеренном темпе. - Следите за качеством выполнения упражнений. - Принцип подбора упражнений : от простого – к сложному. - В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре.
Вместе с детьми выполняются артикуляционные упражнения. Для этого детям нужно повторять упражнения за педагогом, которые будут демонстрировать, и следить за правильностью выполнения с помощью зеркал.
Артикуляционные упражнения
«Улыбка»
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбки губы не подворачивались внутрь.
«Трубочка»
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10 секунд. Можно пропеть вместе с ребенком звук [У]. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.
«Накажем непослушный язычок»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя. Легче всего пошлепать кончик, потом шлепайте серединку языка. Медленно двигайте язык вперед-назад.
«Домик открывается»
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами или на нижней губе.
«Чистим зубы»
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних и нижних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.
«Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10 секунд.
Для проведения артикуляционной гимнастики можно использовать разные формы:
- считалочки; сказки; стихи.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию правильного дыхания некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная и дыхательная гимнастики очень полезны детям, а также взрослым с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».