Смирнова Ульяна
Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии хватать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум — двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.
В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.
Публикация «Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира). Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий. К двум — двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него. В раннем детстве дети начинают различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Ребенок овладевает речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими
Дидактические игры – это игры, которые имеют обучающий и развивающий характер, а также способствуют психофизическому развитию ребенка в целом. Игры способствуют: - расширению кругозора; - стимулированию познавательного интереса; - формированию различных умений и навыков. Дидактическая игра направлена на формирование обобщенных представлений и способов действий, организацию и дальнейшее совершенствование их сенсорного опыта. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятиях, на том, что мы осязаем, видим, слышим, ощущаем на вкус, запах. А в дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем. Поэтому важно заботиться о формировании точных представлений о предметах и вещах. При использовании дидактических игр следует придерживаться следующих рекомендаций:
повторно воспринимать познаваемые предметы и свойства, упражняться в их узнавании и различении;
оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств, учить ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию; совершать первичные попытки обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
соотносить, сравнивать предметы окружающей действительности с сенсорными эталонами (мерками) : стол - круглый, красный, большой и т. д.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин: одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью; следующая – речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; так же, постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; и ещё одна причина - глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение : будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.
Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребёнка. Так же они используются для закрепления словаря детей, культуры поведения, навыков общения.
Существует ряд классификаций дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами;
- настольно – печатные;
- словесные.
Здесь также собраны интересные дидактические игры в детском саду, которые помогут более полно проводить различные занятия с детьми
Волшебный мешочек.
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание. Материал: «волшебный мешочек», овощи.
Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
Узнайте животное
. Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.
Ход игры Вариант 1 Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.
Вариант 2 Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.
Овощи и фрукты.
Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память. Материал: муляжи овощей и фруктов. Ход игры На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет
Организуя дидактические игры, педагог пользуется словом в разных целях: создает у детей интерес, привлекает их внимание к наблюдаемому объекту, объясняет, побуждает к действию, помогает ориентироваться в окружающем. С детьми раннего возраста следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения не доступны их пониманию. Важную роль при этом играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи. Дети, особенно в раннем возрасте, быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития. Все дидактические игры характеризуются общей для них чертой — наличием детской активности. Правильно организованная игра способна творить чудеса. Ребенка можно воспитать, перевоспитать, обучить, подготовить к школе, развить в нем определенные черты характера (сообразительность, находчивость, инициативу) или усовершенствовать навыки. И все благодаря игре.