Галина Никитина
Значение детских игр в передаче семейных традиций национальной культуры народа Хакасии
▼ Скачать + Заказать документы
Значение детских игр в передаче семейных традиций национальной культуры народа Хакасии.
«Хочешь узнать человека – смотри на его поведение,
хочешь узнать ребенка смотри на его игры»
Хакасская народная мудрость.
О ведущей роли семьи в становлении личности ребенка говорили многие отечественные психологи: А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Ф. И. Фрадкина и другие. Взаимоотношение поколений в семье характеризуется преемственностью образцов поведения. Доверительные отношения детей с родителями, высокий авторитет родителей во многом определяет передачу традиций от поколения к поколению. Специфика традиций, их национальный колорит - закономерное отражение особенностей духовной жизни народа, его психологии и культуры. [2,c. 79]
Публикация «Значение детских игр в передаче семейных традиций национальной культуры народа Хакасии» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Республика Хакасия
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Хакасские народные игры
- Темочки
Хакасский народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются национальные игры, спортивные состязания и развлечения, проводившиеся в дни праздников и часы досугов. Детство хакасского ребенка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных еще со времен Кыргызского государства (VI-XIII вв.). Главной направленностью семьи, семейно-родственного коллектива была трансляция ребенку уже с младенческого возраста традиций. [3,c. 3]
Социализация детей осуществлялась усилиями и всей общины, которая, по мере взросления ребенка, включала его в различные формы трудовой и ритуальной деятельности. Одновременно с этим становление, взросление ребенка происходило и на уровне общества сверстников братьев и сестер, с которыми совместно выполнялись тот или иной вид работы, игры. К сожалению, в настоящее время многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни.
Народная игра содержит информацию, дающую представления о повседневной жизни предков – их опыте, труде, мировоззрении, о традициях многих поколений», которые именно через игровое общение усваивали культуру своего народа. Народная игра имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки или легенды. Социокультурный смысл народной игры состоит в том, что она развивает у ребенка навыки социального поведения. [5,c. 43]
В дошкольном возрасте главное в жизни ребенка - это его игровая деятельность. Народ видел в играх детей фактор их роста, развития и формирования. «Сердце матери в детях, а сердце детей - в играх», говорит народ.
Особенность игры как воспитательного средства в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, празднично-игровые. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными считалками, жеребьёвками, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствует ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок. [6,c. 108]
Происхождение многих хакасских игр связано с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания – чуу рана, ап, хурай и другие, которые уже не понятны нынешнему поколению. Большой популярностью пользовались игры в бараньи альчики (хазых) и коровье бабки (саха, где выигрыш связывался с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Детская творческая фантазия давала игральным костям определенные названия: "человек", "старушка", "подросток", "ребенок", "лошадь" или "корова", "свинья", "собака", "баран" и другие. Эти названия устойчиво бытовали веками. Дети скотоводов отражали в своих бесхитростных играх нелегкую жизнь семьи скотовода. Во многих названиях народных развлечений так же отражается скотоводческий быт хакасов. [7,c. 201]
Куклы (ончаа) изготавливались из старых или новых тряпичных лоскутов. Девочки шили для кукол платья со всеми особенностями хакасской женской одежды. Некоторые куклы столетней давности сохранились в Минусинском музее им. Н. М. Мартьянова. В 1900 году лучшие образцы самодельных хакасских детских игрушек вместе с археологическими и этнографическими коллекциями Минусинского музея демонстрировались на Всемирной выставке в Париже. Родители к детским игрушкам относились бережно, считая, что в игрушках есть частица души ребенка.
Порядок состязаний основывался на обычном праве. Для национальных игр характерна слабая унификация и наличие локальных вариантов. На конных скачках хакасов, как и у всех тюрко-монгольских народов, седоками выступали всегда подростки от 8 до 13 лет.
Хакасская стрельба из лука, в отличие от монгольских народов не была широко распространена и ее нельзя отнести к массовому боевому искусству. К сожалению, хакасы не знали шахмат, домино и лото, хорошо известные среди соседних народов центральной Азии. Правда, надо отметить наличие своих разновидностей шашек (тобит, они не получили долгожданного развития. А вот хакасскую борьбу можно считать зачатками профессионального спорта в прошлом. Борцы выступали на общественных праздниках и схватках, отстаивали честь своих родов и фамилий. [9,c. 98]
Хакасские игры имеют общие истоки с такими же видами культуры других тюркомонгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири. Особенно можно отметить этнографические материалы, свидетельствующие об единых исторических корнях хакасов с тяньшаньскимикыргызами. Такие игры, как: ходыринек, оранмай, пала туузах и многие другие находят свои одинаковые параллели с развлечениями кыргызов. Вероятно, они были созданы во времена Кыргызского каганата и унесены частью потомков с Енисея на Тянь-Шань. [3,c. 4]
Национальные игры и подвижные развлечения (Хоор-хоор, Саргычах,Чылгаях, Куренчик, Чуурана, Игрес, Ах Токпес, Окрас, ХозанОрых, Пала Туузах) имеют большую роль в физическом развитие детей.
Они воспитывают волю, мужество, стремление к победе. Спортивные игры стали неотъемлемой частью национальных видов спорта народов Хакасии.
Надежда Константиновна Крупская писала: «Игра – есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива».
Библиографический список.
1. Бутанаев В. Я., Бутанаева И. Н. Мы родом из Хонгороя, Хакасские мифы и легенды, -Абакан, 2010
2. Бутанаев В. Я. Этническая история хакасов XVIII-XIX веков. – М, 1990.
3. Бутанаев В. Я., Верник А. А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. - Абакан: УПП "Хакасия", 1995. - 53 с.
4. Затулякина В. Д. Детям о русских праздниках и обрядах (пособие для воспитателей ДОУ). – Горно-Алтайск, 1995, - 52с.
5. Кызласова А. Г. Литература Хакасии. Учебн. Хрестоматия для 11 кл. – Абакан: ХКИ, 1996. – 224 с.
6. Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. – М, 1986.
7. Очерки истории хакасской советской литературы. – Абакан, ХКИ, 1985г., 288 с.
8. Памятники истории и культуры Хакасии. Библиографический указатель. /Составитель А. Г. Вычужанина. – Абакан, 2005, - 72 с.
9. Пантелеев А. Ф. Пантелеева Н. Н. Рассказы по истории Хакасии. 4 (5) кл. – Аб, 1993.
10. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.
11. Трояков П. А. Мифы и легенды хакасов. Абакан, Хак. кн. изд., 2006. – 210 с.