Людмила Белоусова
Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра
В последние годы в число детей, страдающих аутизмом (или расстройствами аутистического спектра, значительно увеличилось. В нашем детском саду работают две группы с такими детьми. Что такое расстройства аутистического спектра (РАС? Категория детей с РАС представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.
Публикация «Значение арт-терапии для детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
Нарушение социальных контактов и взаимодействий является основной характеристикой поведения детей с аутизмом и встречается в 100 процентах. Дети-аутисты живут в своем собственном мире, и преобладание этой внутренней жизни сопровождается уходом от внешнего мира. Они некоммуникабельны, активно избегают своих сверстников.
Симптомы аутизма включают повторяющееся или компульсивное поведение, социальные нарушения, проблемы со связью и проблемы с обработкой сенсорной информации (например, повышенная чувствительность к звукам). Наиболее популярным методом коррекции поведения является терапия с изменением поведения, целью которой является формирование поведения посредством системы вознаграждений и последствий.
Мы постоянно находимся в поисках различным методов взаимодействия с детьми с РАС. Одним из альтернативных методов коррекции проявлений аутизма является арт-терапия.
Арт-терапия способствует умственному и эмоциональному росту посредством художественного творчества. В отличие от художественного обучения, арт-терапия проводится с целью формирования жизненных навыков, устранения недостатков и проблемного поведения, а также формированию приемлемого самовыражения. Детям предлагается исследовать и выражать себя, используя художественные материалы; создание привлекательных художественных работ не является целью (хотя это может быть удачным побочным продуктом).
Искусство как средство общения
Арт-терапия естественным образом подходит для детей с РАС по нескольким причинам. Одним из признаков аутизма является нарушение общения. Вербальное самовыражение и речь часто затруднены, есть совсем неговорящие дети. Искусство предлагает детям, испытывающим затруднения в высказывании свое мнения словами, выразить себя напрямую, без слов. Часто визуальными мышление является их сильной стороной, и многие сообщают, что они «думают в картинках». Выражение чувств и идей с помощью изображений очень естественно для таких детей и может значительно облегчить коммуникацию.
Арт-терапия может помочь в формировании социальных навыков
Аутичные дети также сталкиваются с социальными проблемами, такими как интерпретация тона голоса и выражения лица, и могут чувствовать себя некомфортно по отношению к другим. Взаимодействия один на один, такие как беседы, часто бывают чрезвычайно пугающими и стрессовыми.
Искусство также может быть прекрасным помощником в установлении связей со сверстниками. Сотрудничество, участие, уважение различий и другие социальные навыки могут практиковаться в приятной, естественной обстановке. Люди с аутизмом могут также изо всех сил пытаться понять перспективы других людей; взгляд на произведение сверстника предлагает конкретный способ «увидеть» точку зрения другого человека. Совместная работа над групповыми проектами способствует сотрудничеству, командной работе и чувству единения.
Арт-терапия может устранить проблемы сенсорной обработки
Арт-терапия идеально подходит для лечения расстройства сенсорной обработки, широко распространенной проблемы аутизма, которая способствует возникновению множества сложных эмоций и нежелательного поведения, но о ней слишком часто забывают. Кажущиеся безобидными ощущения, такие как текстура ковра, флуоресцентное освещение, хрустящая еда, гул холодильника, могут раздражать или даже мучать людей с аутизмом. При такой сенсорной гиперчувствительности дети с РАС могут стать беспокойными, избегающими или просто «Отсутствующими», чтобы избежать неприятного раздражителя.
Одной из наиболее распространенных целей арт-терапии является повышение терпимости к неприятным раздражителям, в то же время направляя самостимулирующее поведение в более творческую деятельность. Поскольку искусство, естественно, доставляет удовольствие почти всем детям, страдающим аутизмом или нет, они с большей вероятностью переносят текстуры и запахи, которых иначе могли бы избежать, когда они являются частью веселого художественного процесса. Ребенок может обнаружить, что он или она действительно может справиться с обработкой скользких, покрытых пастой полосок газеты, например, когда это является частью забавного проекта бумажного папье-маше. Постоянное противодействие раздражителям, которых они предпочитают избегать, помогает снизить чувствительность к ним, делая их более терпимыми, когда они сталкиваются с этими ощущениями в повседневной жизни. Например, ребенок, который научился обращаться с папье-маше, мог бы обнаружить, что обращение со скользким мылом для рук больше не было таким неприятным.
Сенсорные фиксации - еще одна общая черта аутизма. Некоторые люди могут пристально смотреть на свои пальцы, покачивая их взад-вперед или бесконечно скручивая крошечные полоски бумаги. Повторяющееся участие в таком самостимулирующем поведении (или «стимулирование») может привлечь внимание к детям с аутизмом, помешать им взаимодействовать с другими и отвлечь их от других видов деятельности, таких как учеба или игра. С другой стороны, эти ощущения могут вызывать успокаивающие ощущения, когда ребенок взволнован. В арт-терапии цель состоит в том, чтобы направить нефункциональное или неуместное стимулирование в социально приемлемые, творческие возможности.
В дополнение к своей эффективности в улучшении сенсорного, социального и эмоционального функционирования, арт-терапия является отличным средством коррекции аутизма, потому что она по своей природе укрепляет. Дети получают удовольствие, снимают стресс и повышают свою самооценку, занимаясь художественными проектами или просто изучая художественные материалы. То, что они практикуют жизненные навыки, не приходит им в голову.
Арт-терапия является уникальной формой коррекции аутизма, так как она помогает смягчить симптомы, а также направить аутистическое поведение в творчество. Она способствует общению, эмоциональному росту и сенсорной интеграции, а также способствует социальному взаимодействию в веселой обстановке.