Ламзина Ольга
Познавательный проект «Зимующие птицы Республики Татарстан»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 35 – образовательный центр «Галактика» Приволжского района г. Казани
Республики Татарстан
Познавательный проект: Зимующие птицы Республики Татарстан
Выполнила учитель начальных классов
Ламзина Ольга Владимировна
Публикация «Познавательный проект „Зимующие птицы Республики Татарстан“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Республика Татарстан
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Актуальность проекта в том, что в стремительно развивающимся современном мире, проблема экологического воспитания современных младших школьников становится особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у младших школьников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в младшем школьном возрасте знания об окружающем мире, вызывают у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяют знания, способствуют формированию характера и любови к живой природе.
Также в холодное время года для птиц становится всё меньше и меньше корма, в результате они могут доже погибнуть, что допустить нельзя! Задача взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание узнавать новые факты их жизни, испытывать радость от осознания того,что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели.
Продолжительность проекта: долгосрочный (4 месяца)
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский, продуктивный.
Участники проекта: дети, учитель, родители
Возраст детей: 8 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края. В нашем случае Республики Татарстан. У детей ещё не до конца сформированы знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том, как они сами могут помочь птицам.
Цель проекта: Формировать представление детей о зимующих птицах Татарстана, об их образе жизни, о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Задачи проекта:
Образовательные:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края (Татарстана).
Расширять и углублять знания младших школьников на тему: «Жизнь птиц зимой»
Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Для педагога :
1. Дать детям знания о зимующих птицах Татарстана.
2. Развивать любознательность, «живой» интерес.
3. Расширять знания детей живой природе, о среде обитания зимующих птиц и их образе жизни.
4. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат :
1. Совершенствовать уровень знаний детей о окружающем мире, о зимующих птицах.
2. Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
3. Изготовление родителями кормушек для птиц.
4. Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах,желании им помогать в зимний период.
Продукт проектной деятельности :
1. Оформление по группам газет (поиск материала, рисование, объёмные аппликации, загадки, описание птиц, защита своих проектов) «Помогите птицам зимой»
2. Презентация «Зимующие птицы»
3. Пластилинография «Снегирь на веточке рябины»
4. Изготовление кормушек.
5. Разукрашивание шаблонов снегиря, синички, воробья.
6. Аппликация снегирь.
7. Изготовление родителями кормушек для птиц.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
1. Определить тему проекта.
2. Сформулировать цели и задачи проекта.
3. Составить план реализации проекта.
4 .Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
Основной этап.
1. Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
2. Проведение уроков по окружающему миру: «Птицы родного края Татарстана»
3. Проведение уроков по экологии: «Как живут наши пернатые друзья зимой»,
(в результате проведённого занятия детьми были сделаны мини-кормушки из бросового материала)
4. Проведение занятия - аппликация тема: «Снегирь»
5. Проведение занятия рисование гуашью: «Дерево с кормушками и птицами»
6. Проведение занятия по музыке с прослушиванием голосов птиц.
7. Просмотр презентации : «Перелётные и зимующие птицы Татарстана»
8. Разучивание стихотворение : А. Яшин «Покормите птиц».
9 .Консультация для родителей : «Как и из чего можно сделать кормушку»
10. Проведение конкурса для учеников по изготовлению кормушек : «Покормите птиц зимой»
11. Проведение урока изо «Снегирёк на веточке рябины».
Завершающий этап.
1. Проведение урока по окружающему миру: «Чем мы можем помочь зимующим птицам?»
2. Подведение итогов конкурса кормушек.
3. Развешивание кормушек. Кормушки мы развесили в лесопосадке за школой, одну повесили перед окном нашего класса. Регулярно во время группы продлённого дня ходим подсыпать корм в кормушки.
4. Проведение наблюдения за птицами в кормушках.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и учитель. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах Татарстана. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.
План проекта «Зимующие птицы Татарстана»
Образовательные области Мероприятия
Познавательное развитие Тематические занятия и беседы: «Что мы знаем о птицах Татарстана», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
• Рассказы, сказки и загадки о зимующих птицах
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я спас птичку».
Просмотр мультфильмов: просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Речевое развитие Составление описательных рассказов по сюжетным «Зима в лесу».
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Противоположности», «Какой? Какая? Какое?», «Сложи из геометрических фигур», «Подбери по цвету, по форме» (Пуговицы, шарфик, ведро, «Кто, где живёт»,
• Описательные загадки про живую и неживую природу зимой (про зверей, сезонные явления, зимние осадки).
Словесные игры :«Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза», «Скажи наоборот».
Физическое развитие • Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Художественно – эстетическое развитие • Художественное творчество:
Рисование «Дерево с зимующими птицами», «Снегири на ветке рябины»;
Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования и конструирования – набрызгом, объёмной аппликацией.
Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»:
Цель: учить лепить птиц из целого куска.
Аппликация «Снегирь».
Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания. Музыка:
• Музыкальный репертуар:
Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой
Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». «Разрезные картинки», Лабиринт Зимующие птицы. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где обедал воробей».
Лото. Лабиринт Зимующие птицы.
«Разрезные картинки»
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей
Расширение знаний детей о зимующих птицах Татарстана.
Сформировать знания у младших школьников о птицах: зимующих и перелётных птицах. Расширять кругозор и представления о зимующих птицах Татарстана.
для родителей
• Рост уровня информированности родителей о деятельности МБОУ «Лицей № 35»;
• Активное участие родителей в жизни лицея и класса.
Приложение
Поэтическая страничка
На дворе морозище
Градусов под сорок.
Плачутся воробышки,
Что весна не скоро.
(В. Звягина)
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
(С. Есенин)
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо –
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится –
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе —
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
(А. Барто)
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца –
Покормите молодца.
(В. Мирясова)
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
(А. Прокофьев)
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
(А. Чепуров)
Красные грудки, черные спинки –
Яркие птички, будто с картинки!
Что-то там ищут, клюют, посмотри!
Видишь? На белом снегу – снегири.
(А. Берлова)
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!
Пусть опали с веток листья,
Шелестит осенний дождь,
Мы клюем рябины кисти –
Лучше ягод не найдешь
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(Александр Яшин)
Загадки про птиц.
Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое по плечи,
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимет стрекот – крик! (сорока)
Днем молчит,
Ночью кричит.
(филин, сова)
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится.
(синица).
Серых перьев комок
На морозе продрог,
Скачет по дорожке,
Собирает крошки.
(воробей)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку,
Кто узнал ее?
(синичка)
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера.
(снегирь).
Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор.
(дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая!
(сорока)
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (сова)
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
(снегирь)
Странный доктор есть на свете,
Он деревья лечит, дети.
— Где болит? Тук-тук!
А, нашел. Тут, тут.
(дятел)
Чик-чирик!
К зернышку прыг,
Клюй, не робей,
Кто это?
(воробей)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым.
(снегирем).
Приметы.
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Памятка по кормлению птиц зимой.
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
5. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
6. Кормушки нужно держать в чистоте.
7. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
8. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.