Марина Литвишко
Конспект НОД «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.
Материал.
Для воспитателя: магнитофон и аудиокассета с записью голосов лесных птиц; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел); деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Снегиря в конверте. Для детей: раскраски по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище). На стене – плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под ними кормушка из картона и ветка дерева, Лэпбук.
Ход занятия:
Психогимнастика.
Воспитатель: - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Cлайд 1
Воспитатель: Посмотрите на наш экран. Какое сейчас время года? Слайд 2
Дети – Зима.
Воспитатель: Назовите пожалуйста признаки зимы. Слайд 3
Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.
(звучит фонограмма «Голоса птиц» - ворона)
Воспитатель: Что это?
Дети: Это кричат птицы.
Воспитатель.
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем –
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите!
Воспитатель: Вороны – это какие птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы еще знаете?
Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель, воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Слайд 4
Воспитатель: Сегодня утром по дороге в детский сад мне почтальон вручил извещение, я сходила на почту и получила вот эту посылку.. Слайд 5
Нам пришла посылка от снегиря. У воспитателя большая коробка с адресом «Детский сад «Теремок». Детям средней группы» и письмо
Воспитатель (читает письмо).
Воспитатель: «Дорогие ребята! Вы не забываете о нас зимой и летом. И мы, птицы, решили вам сделать подарок, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы играть было интересно, выполняйте наши задания!» Готовы?
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же прислали нам птицы. Дети в посылке находят мяч.
Воспитатель: Хотите поиграть? Тогда встаем в круг!
«Игра с мячом «Подбери действие». Слайд 6
Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы : летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте посмотрим, что еще есть в нашей посылке. (Дети находят в посылке лэпбук).
Воспитатель: Наши друзья птицы прислали вам в подарок книгу, которая называется Лэпбук. Эта необычная книга, ее можно не только читать, но и играть с ней. Поиграем? Тогда я приглашаю вас к столу.
Воспитатель: Первое задание из нашей книги - игры – «Отгадай загадки и найди ответ»
Первая загадка
Все время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
(находят изображение дятла)
Слайд 7
Воспитатель: -Дятел - врач лесного царства, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из – под коры деревьев жуков – короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной.
Воспитатель:
Вторая загадка
Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь она.
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей.
(находят изображение совы)
Слайд 8
- Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
Воспитатель:
Третья загадка
Я зимой люблю кормушки,
Как на ёлочках игрушки,
Если поклевать хочу,
От одной к другой лечу.
Желтогрудая я птичка, И зовут меня… (Синичка)
(находят изображение синицы)
Слайд 9
Синица настолько проворная птичка, что легко отыскивает запасы кормов, собранных другими пернатыми. У большой синицы достаточно крепкий и мощный клюв, которым птица разбивает орехи и другие плоды с твердой поверхностью, перед тем, как съесть вкусные внутренности.
Четвертая загадка
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! Снегирь
Снегири не перелетные птицы. Они обитают в хвойных и смешанных лесах. С наступлением холодных осенних дней снегири сбиваются в стаи и начинают кочевать в поисках корма. Так они оказываются в городе, где хорошо заметны людям благодаря яркой красной грудке у самцов, снегу и отсутствию листвы на деревьях.
(Слайд 10)
Воспитатель: Посмотрите, какие еще зимующие птички у нас тут еще есть? (Дети перечисляют названия зимующих птиц, используя карточки)
Воспитатель:
Молодцы, вы хорошо знаете зимующих птиц.
Перевернем страничку нашей волшебной книги, и поиграем еще в одну игру
- Вы любите собирать пазлы? Я предлагаю вам из частей собрать целую картинку, и мы узнаем, что здесь зашифровано.
Дети собирают картинку с изображением воспитателя и детей на площадке, которые кормят птиц.
Воспитатель:
Вопросы: А вы помните, как мы с вами ходили на площадку, чтобы покормить птиц?
Что мы делали? Какой корм мы брали с собой? Почему не было птиц, когда мы гуляли? (ответы детей) Слайд 11
Воспитатель:
Вот еще пазлы. Это детали птичек. Давайте соберем из частей целое. (Дети собирают птиц из нескольких частей: голова, туловище, хвост)
Затем дети выполняют задание: «Расставь птиц!».
Далее детям предлагается собрать целую картину прикрепив птиц на ветки и словесно описать их. На стене висит плакат «Зимний лес», под ними – кормушка, ветка дерева.
Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.
Воспитатель: Давайте немного поиграем и превратимся в зимующих птиц.
Проводится подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Воспитатель: Все птички шустрые и знают где же поблизости есть кормушки.
А чем же питаются птицы зимой, вы знаете?
Давайте снова поиграем и узнаем, какая птичка, что любит кушать) Слайд 12
Дети садятся полукругом на свои места и выполняют еще одно задание: «Отгадай и назови!».
Детям предлагается игра «Круги Луллиа. Зимующие птицы»
По очереди дети вращают большой круг, где изображены птицы, рассказывают, что это за птица, затем другой ребенок, вращая малый к р у г, рассказывает, какой корм любит та или иная птица.
Воспитатель (помогает в определении корма) - Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.
- А теперь давайте покормим наших птичек на кормушке. Идите, возьмите любой пригодный корм и угостите птиц.
Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.
Дети несут кормушку к столику и наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.
Воспитатель -Дети, а какие правила мы должны соблюдать при подкормке птиц? (Называют правила (воспитатель при необходимости помогает) : кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом).
Воспитатель. Настало время выполнить последнее задание Снегиря: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы.
- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)
- Куда можно подкладывать птицам зимой корм?
- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
- Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)
- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)
- Какая птичка очень любит сало?
- Какая птица охотится ночью?
Воспитатель (читает вторую часть письма Снегиря). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваш Снегирь».
Воспитатель раздает детям подарки – раскраски «Птицы».
Воспитатель. Выполним пожелания птицы? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А ещё в нашей книге осталось много страниц с играми, в которые мы не успели поиграть. Мы обязательно будем играть в игры и разгадывать загадки, которые придумали для нас птицы.
Спасибо вам, ребята, мне очень понравилось с Вами играть сегодня.