Светлана Проказина
«Зимнее волшебство». Конспект занятия для детей второй младшей группы 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о зиме как времени года, о характерных для нее природных явлениях и изменениях в жизни животных и растений. Развить навыки счета до четырех, умение различать цифры от 0 до 4, внимание, зрительную память, наглядно-образное мышление и воображение. Познакомить детей с правилами безопасного поведения зимой.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о временах года (лето, осень, зима, выявить отличительные признаки зимы по сравнению с другими временами года. Научить детей соотносить цифры с количеством предметов. Расширить словарный запас (снег, лед, мороз, спячка, гололед и т. д.). Познакомить с особенностями жизни животных зимой (зимовка, смена окраса).
Темочки:
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, память, воображение, речь. Стимулировать познавательную активность детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, культуру общения, умение работать в коллективе, чувство ответственности за свою безопасность.
Предварительная работа:
Наблюдения за изменениями в природе во время прогулок.
Чтение стихов и сказок о зиме.
Рассматривание иллюстраций, картин и фотографий, отражающих зимние пейзажи и жизнь животных зимой.
* Прослушивание музыкальных произведений, посвященных зиме (например, П. И. Чайковский "Времена года").
* Подготовка реквизита для занятия (см. ниже).
* Подготовка ребенка старшей группы к роли дятла (обучение небольшому стихотворению или рассказу о дятле, отработке мимики и жестов).
Материалы:
1. Карточки с изображением снежинок: 8 карточек (по 4 одинаковых). Можно использовать снежинки различной формы и размера для усложнения задания. Важно, чтобы на каждой карточке была только одна снежинка, а не несколько.
2. Конверт с картинками деревьев: Три картинки деревьев: с зеленой листвой (лето, с желтой листвой (осень) и без листьев (зима). Можно добавить картинки с изображением инея или снега на ветках деревьев для наглядности.
3. Цифры от 0 до 4: Набор крупных цифр, выполненных из картона, магнитов или другого материала. Можно использовать цифры разных цветов и размеров для повышения интереса детей.
4. Планшет с прорезями для картинок «Зимний лес»: ** Планшет из плотного картона или фанеры с 10-12 прорезями различной формы (круги, квадраты, прямоугольники). Картинки должны соответствовать прорезям по размеру и форме. Изображения могут включать елки, сугробы, животных (зайцы, лисы, волки, белки, птиц (снегири, синицы). Для усложнения можно добавить элементы, которые дети будут должны правильно расположить в пространстве (например, "поместите зайца за елку").
5. Силуэтные картинки животных: Волк (1, лисица (2, белка (3, заяц (4). Можно использовать магнитные картинки или картинки, которые можно прикрепить к доске с помощью липучек.
6. Наборное полотно: Для удобства размещения картинок животных и подсчета.
7. Счетные палочки: 20 палочек на каждого ребенка. Можно использовать палочки разного цвета для усложнения заданий.
8. Шапочка-маска дятла: Для ролевой игры.
9. Иллюстрации, демонстрирующие правила безопасного поведения зимой: Наглядные изображения с запрещающими знаками, объясняющие детям, чего нельзя делать зимой (нельзя есть снег, играть с острым льдом, кататься на льду без взрослых и т. д.).
Ход занятия:
(1) Организационный момент (5 минут):
Воспитатель приветствует детей, создает позитивную атмосферу. Проводится небольшая игра-разогрев: "Что мы знаем о зиме?". Дети вспоминают, что знают о зиме, называют признаки зимы (снег, лед, мороз, холод и т. д.).
(2) Введение в тему (10 минут):
Воспитатель загадывает загадку о зиме:
Белым одеялом покрыта земля.
Что это за одеяло, скажи-ка, друзья?
(Ответы детей). После этого воспитатель показывает картинки с изображением зимнего пейзажа и животных в зимней среде обитания (заяц, лиса, волк, белка). Обсуждаются изменения, происходящие в природе зимой: снег, лед, мороз, голые деревья, зимовка животных.
(3) Дидактические игры (20 минут):
"Собери снежинки": Детям предлагается разобрать 8 карточек со снежинками и найти одинаковые пары. Затем дети считают количество найденных пар и сопоставляют их с цифрами.
"Времена года": Воспитатель показывает картинки деревьев с разной листвой (зелёной, желтой, без листьев). Дети определяют, к какому времени года относится каждая картинка.
"Зимний лес": Дети размещают силуэтные картинки животных на планшете с прорезями, соответственно количеству (волк - 1, лиса - 2, белка - 3, заяц - 4). Затем воспитатель задает вопросы: "Сколько волков в лесу?", "Сколько лис больше, чем волков?" и т. д.
"Считаем палочки": Воспитатель предлагает детям выложить из счетных палочек фигуры по образцу (снежинка, ёлочка, домик, затем сосчитать количество использованных палочек.
(4) Ролевая игра (10 минут):
Ребенок старшей группы в костюме дятла рассказывает детям о жизни дятлов зимой, как они добывают пищу, где живут. Можно включить элементы инсценировки.
(5) Безопасность зимой (10 минут):
Воспитатель показывает иллюстрации, демонстрирующие правила безопасного поведения зимой, и обсуждает их с детьми. Дети рассказывают, чего нельзя делать зимой (нельзя есть снег, играть с острым льдом, кататься на льду без взрослых, ходить без шапки и варежек). Воспитатель подчеркивает важность соблюдения правил безопасности для сохранения здоровья.
(6) Итог занятия (5 минут):
Воспитатель подводит итог занятия, хвалит детей за активность и участие. Дети вспоминают новые слова и факты, которые они узнали на занятии. Можно провести небольшую игру на закрепление материала: "Что мы сегодня делали?" или "Что ты узнал нового?".
Примечание: Продолжительность каждого этапа может быть скорректирована в зависимости от возраста и готовности детей. Важно обеспечить динамичность занятия, использовать разнообразные методы и приемы для поддержания интереса детей. Можно включить элементы творческой деятельности: рисование зимних пейзажей, лепку снежинок из пластилина.