Юлия Юрьевна Карачкова
Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей дошкольного возраста
Учитель-логопед СПГБОУ НШ с. Красноармейское д/с "Солнышко".
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Публикация «Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов. И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Именно поэтому, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники, который помогает подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.
Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Вот почему важно в развитии этого познавательного психического процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Известно, что человек только слушая, запоминает около 15% речевой информации, только глядя – 25% видимой информации, а слушая и глядя одновременно – 65% преподносимой ему информации.
Работая с интернет – ресурсами я познакомилась и изучила живые мнемотаблицы.
Суть живой мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.
Живые мнемотаблицы включают в себя анимацию, яркую наглядность, музыку и видеоэффекты с интересным сюжетом. Непроизвольное внимание вызывают новизна, необычность, динамичность объектов, контрастность изображения.
Использование живых мнемотаблиц обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, позволяют более полно использовать возможности зрительных, слуховых анализаторов обучаемых.
Работу с живыми мнемотаблицами провожу поэтапно :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказывание сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы - образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В начале работы с живыми мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
В процессе работы стало понятным, что за время НОД и повседневной совместной деятельности по одной теме за один день можно использовать только 1-2 мнемотаблицы. Повторное рассматривание мнемотаблиц я использую исходя из интереса детей, желания беседовать, рассказывать или пересказывать текст, по какой либо схеме. Если дети затрудняются, помогаю им в перекодировке информации или установлении последовательности. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к живым мнемотаблицам.
Использование живых мнемотаблиц на занятиях показало положительную динамику. После года обучения в коррекционно-логопедической группе у детей с общим недоразвитием речи:
Расширился не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире.
Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии речи дошкольника.