Инна Барынкина
Интегрированное занятие по экологии «Земля — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по экологии.
«Земля - наш общий дом!»
Цель:
Формировать начала экологической культуры, осознанное бережное отношение к природе.
Задачи:
Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Расширять и обогащать знания о природе, её явлениях.
Познакомить с Красной книгой Мира
Публикация «Интегрированное занятие по экологии „Земля — наш общий дом!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формировать представление о неразрывной связи человека с природой. Формировать знания детей о способах охраны окружающей среды, дать детям понятие «экология».
Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.
Активизировать словарный запас за счет новых слов (экология, загрязнение, Красная книга)
Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру.
Оборудование:
Глобус, карточка SOS, Красная книга, готовые знаки о защите природы.
Раздаточный материал:
Круги желтого, зелёного и красного цвета, для опыта- стакан с водой, кусочек мела.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, наблюдения, просмотр мультфильмов с данной тематикой, работа с картами и глобусом, беседы.
Ход НОД:
Организационный момент:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они посмотрят, как вы занимаетесь на занятии, как умеете слушать друг друга, умеете ли вы отвечать полным ответом, т. е. готовы ли вы к школе.
Ребята, садитесь удобнее и давайте поздороваемся с гостями.
А теперь поздороваемся друг с другом. (Самомассаж)
С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживаем глазки. Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Ладошками поглаживаем ушки. Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Погладить ручки. Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Погладить ножки. Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Поднять ручки вверх и посмотреть глазками наверх.
Мы проснулись! Потрите ладошки.
-Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на занятии вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
Основная часть:
Сообщение темы занятия
Ребята, сегодня я поведаю вам интересную историю.
У всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что это за дом:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Дети. Земля.
Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Дети. Ответы 1-2 ребёнка.
Педагог. Молодцы, ребята.
Наша планета - это огромный - преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно. Послушайте загадку
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны.
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Педагог. Как ещё мы можем сказать, глобус это …. (модель земного шара) Давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Что на глобусе изображено? (на нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле : океаны и суша).
Педагог. Наша планета Земля,
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
Планета Земля – это наш общий дом, который называется природа.
- Скажите, что означает слово природа? Что можно отнести к природе?
Делим детей на пары (в мешочке парные фигуры)
Восп-ль: Правильно. Природа – это то, что существует независимо от
человека.
Восп-ль: Какая бывает природа? (Природа бывает живой и неживой.)
Восп-ль: Ребята, сейчас мы проведем небольшой опыт. У меня на столе вы видите кусочек мела и стаканчики: один - с водой, другой – пустой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?
Дети: Мел остался мелом.
Восп-ль: Правильно. Мел остался мелом, только кусочки его стали
меньше.
Возьмите воду и перелейте часть ее в другой стакан.
Что стало с водой? Она перестала быть водой или нет?
Дети: Вода осталась водой.
Восп-ль: Дети, значит, к какой природе мы отнесем мел и воду (к неживой)
Дети: К неживой природе. вода, снег, камыш, песок, воздух, солнце…
Восп-ль: Почему вы так думаете?
Восп-ль: Потому, что мы разломили мел, перелили воду, но они при
этом не погибли. А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части?
Дети: Они погибнут.
Восп-ль: Это значит, что мы их отнесем к какой природе?
Дети: К живой природе.
Восп-ль: Как вы думаете, что относится к живой природе?
Дети: Природа это: животные, птицы, насекомые, рыбы, растения.
Восп-ль: Почему вы их отнесли к живой природе?
Дети: Потому что они рождаются, растут, умеют двигаться.
питаются, погибают.
Восп-ль: Что относится к неживой природе?
Дети: Вода, воздух, песок, камни…
Восп-ль: Что нас еще окружает в природе?
Дети: Дома, машины….
Восп-ль: Как этот мир называется – рукотворный.
Давайте поиграем в игру. Выбираем капитанов 3 команд.
1 - Игра : Природный и рукотворный мир
Педагог. У живой природы много врагов. Это стихийные бедствия: ливни, засухи, морозы, ураганы. Разрушения продолжаются, и не только стихийные. Их наносит человек, бывает так, что люди на природе ведут себя как хулиганы.
Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Почему это произошло? (потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций, станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности. Она требует помощи,
Подаёт нам сигнал бедствия SOS.(карточка, на ней написаны такие слова)
Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, -
Такой вы сделали меня!
Педагог. - Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная.
- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию?
-Что могут сделать люди, чтобы животные и растения не погибали?
(Установить фильтры на трубы фабрик, утилизировать старые машины, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях).
2 - Игра распределение мусора
Педагог. Да, это хорошее решение проблемы, вы молодцы!
Люди все больше и больше вмешиваются в жизнь природы. Как вы думаете, почему животные и растения стали редкими? (Ответы)
Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
И вот ученые решили издать Красную Книгу.
-Почему Красная книга так называется?
Ответы: Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случится беда.
Вот так выглядит Красная Книга Мира (Показ) .
В эту книгу ученые занесли животных, растения, птиц и всех представителей природы, которые нуждаются в охране. - Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?
Ответы: Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение)
-Что делают люди, чтобы сохранить редких и исчезающих животных?
( Ответы: Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)
Педагог. Все животные требуют бережного отношения, но особенно те, которые занесены в Красную книгу. Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Помните об этом, и встретив случайно жука на тропинке не давите его, потому что он может быть уже последним и другого такого не будет.
Педагог. – Ребята а вы знаете, как называется наука, которая изучает законы природы? (экология).
-Как называют человека, который занимается охраной окружающей среды? (эколог)
А вы все помните правила охраны природы?
А сейчас мы поиграем в игру: 3 - «Экологический светофор» и проверим как вы их помните.
В игре «Экологический светофор» все цвета имеют тоже обозначения, что и на простом светофоре.
Красный свет – природе вред.
Жёлтый - осторожно!
Свет зеленый – так красиво!
– Лес сказал тебе «спасибо».
(У воспитателя карточки-знаки)
Каждому из вас вручается по набору светофора, вам нужно прослушать задание и поднять нужный цвет:
Красный - запрещает
Желтый – предупреждает,
Зеленый – разрешает.
1) Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур не забывай:
Знак - запрещено ломать молодые деревья, ветки деревьев. (Дети светофорят красным).
- Почему? (деревья живые, очищают воздух, украшают землю, служат домом для птиц и некоторых животных).
2) Знак. А теперь послушайте рассказ.
«В Галином дворе росла большая вишня. Ягоды на ней были большие и вкусные. Достать их было очень трудно. Галя решила все их достать. Она встала на пластмассовое ведерко нагнула веточки дерева и достала сочные вишенки»
(Дети включают желтый и зеленый свет светофора).
- Почему желтый? (осторожно, если наклонить низко ветку, то она сломается, осторожно, если встать на дно пластмассового ведерка, чтобы достать ветку, ведерко может лопнуть и Галя упадёт)
3) Знак – не оставляй мусор в лесу.
(дети светофорят красным).
- Почему? (Загрязняется природа, исчезает красота, появляется неприятный запах.)
4) Знак – место для мусора. Куда же мусор девать? (зелёный)
( В специально оборудованное место для сбора мусора: контейнер, яму.)
5) Знак – кормушки: привлекайте птиц. (Дети сигнализируют зеленым и жёлтым.)
- Почему зелёным? (Нужно помогать птицам добывать пищу)
- Почему жёлтым? ( Нужно быть осторожным при креплении кормушек к дереву: привязать крепкой веревкой и ни в коем случае не прибивать гвоздями к дереву).
7) Знак – «Не рви цветы» рассказ.
«Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести веночки на голову. Пришлось собрать много цветов. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Девочек позвали домой обедать. Они бросили цветы и побежали».
(Дети светофорят красным).
- Почему?
(Цветы украшают нашу землю, они дают нектар насекомым, выделяют кислород, одуванчики – лекарственное растение, цветы служат домом для насекомых).
- А где же взять цветы для букета? (вырастить у себя дома на окне, на балконе летом, купить букет).
А сейчас поменяем правила игры. Я буду говорить действия, если это хорошие действия вы встаёте, если нет, сидите.
1. На полянке посидели,
Всё попили и поели,
А потом пошли домой –
Мусор унесли с собой!
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И веночки заплетали.
А полянка вся пуста-
Не осталось ни цветка!
4. Можно уходя домой
Уносить ежа с собой?
5. Не бери ежа с собой
Отпусти ежа домой
Ёжик даже глупый самый
Хочет жить с ежихой мамой.
6. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали, кустик не сломали.
7. Если я приду в лесок и сорву ромашку?
8. Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
9. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
10. Если ветку подвяжу. Колышек поставлю?
11. Если разведу костёр. А тушить не буду?
12. Если сильно насорю и убрать забуду?
13. Если мусор уберу, банку закопаю?
14. Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Какие три основных правила вы знаете, которые надо знать всем людям на Земле.
Первое правило: НЕ СОРИ!
Второе правило: НЕ ШУМИ!
Третье правило: НЕ ГУБИ!
Педагог А как вы думаете, нужно ли беречь рукотворный мир? Почему?
- Причем без помощи природы, без ее даров и ресурсов, человек не смог бы создать абсолютно ничего. Жаль, что иногда человек об этом забывает.
Заключительная часть:
Вот и заканчивается наше занятие.
Скажите, что было для вас новым и интересным на занятии?
Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут – речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всем не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь мир наш голубой,
Любимую планету!