Галина Голикова
Земля матушка, кормилица наша
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
Познавательное развитие.
Задачи:
обучающие:
*формировать у детей познавательный интерес через знакомства с понятием «почва»
её значением в жизни растений и человека;
* дать представления детям о свойствах почвы: мягкая, сыпучая,рыхлая;
*формировать у детей элементарные навыки экспериментировать,дающие возможность
выяснить свойства почвы;
развивающие :
*развивать мышления, внимание, наблюдательность ;
воспитательные :
Публикация «Земля матушка, кормилица наша» размещена в разделах
*воспитать экологическую культуру;
*формировать навыки взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья
кустарники, ухаживать за ними).
А знаете вы ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии, когда отгадаете мою загадку.
«О чём идёт речь?»
Бывает она плодородной,
Бывает и бедной порой.
Чтоб год новый не был голодным,
Такой, знаешь, нужен настрой —
Она раз кормилица наша,
За ней очень важно следить,
Питание лучшее самое
Конечно, ко сроку вносить.
Ответ: речь идёт о почве.
Почва – это верхний плодородистый слой земли. В хорошей почве в достаточном количестве содержится воздух, соли, перегной и вода. Воздухом дышат растений и животные, есть вода, которую всасывают корни растений, перегной образуется из опавших перегнивших листьев.
В почве живут микробы, они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни. Почва бывает разной: глинистой, песчаной, а самую плодородную почву называют черноземом. (Слайд 1)
А вы слышали такое выражение: «Земля матушка, кормилица наша?»
В поле и на огороде почва любит уход и заботу. Люди землю перерабатывают тракторами, рыхлят, удобряют, засевают семенами, поливают и тогда почва дает богатые уражаи зерна, овощей, ягод и фруктов.
Есть такая пословица: «Земелька черная, а белый хлеб родит.» «Поле любит труд»
Чтение стихотворения:
Часть родной земли
Весною буйно все растет,
Деревья расцвели!
Когда придешь на огород,
Возьми комок земли.
Смотри – он теплый, он – живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нем корешки цветов живут,
Он червякам дает приют,
В нем влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной.
А еще почву называют «Подземным царством»
Как вы думаете почему?
Да в ней живут разные обитатели.
Я загадаю загадки, если вы отгадаете, то подземный обитатель появится на экране.
Кто с рождения слепой,
А живёт под землей?
Роет он подземный ход.
Тот зверёк зовётся. (крот). (Слайд №2)
Извивается змеёй,
Проживает под землёй,
На него хороший клёв,
Повышается улов,
Любит теплые дожди,
Знают все и это так:
Змейка – дождевой червяк. (слайд №3)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (мышь полевая) (слайд №4)
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно.
(Муравей) (слайд №5)
Ребята жители подземного царства прислали нам ценную посылку – мешочек волшебной земли и карточки с заданиями. Они хотят нас лучше познакомить со свойствами земли. Я предлагаю выполнить задания подземных жителей.
Опыт №1 Возьмите лупы и чашечки с почвой, рассмотрите почву под лупой.
На лист бумаги кладем немного земли, рассматриваем, определяем свет, запах,
расстилаем комочки, находим остатки растений. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растения для жизни.
Физминутка (Выросли деревья в поле)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Опыт №2
Показать, что в почве есть воздух. Напомнить, что в ней обитают много подземных жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом. Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появиться ли в ней пузырьки.
Опыт № 3
Показать, что если вытаптывать почву, то ухудшаются условия жизни подземных обитателей, значит, их станет меньше.
Опыт № 4
Показать, что в почве есть влага. В жестяную банку насыпать почву, поставить на спиртовку для прокаливания, над почвой подержать пластинку стекла. Что на ней появилось?
Ребята что нового вы узнали о почве. Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить, не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
Чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а с некоторых участков они могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам,не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.