Ольга Попова
Конспект занятия «Земля, дающая жизнь» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Земля, дающая жизнь
(Для детей 5-6 лет)
Цель:
• Углубить знания детей о верхнем плодородном слое почвы.
• Расширять словарный запас по экологии по теме «Неживая природа».
• Формировать бережное отношение к Земле как дающей жизнь.
• Показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни подземных обитателей.
• Объяснить связь насекомых и растений с местом их обитания.
Публикация «Конспект занятия „Земля, дающая жизнь“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Ход занятия
Воспитатель. Наша планета Земля очень богата ресурсами. На поверхности Земли существуют жаркие пустыни, влажные тропики, холодные льды, а также есть плодородные земли. (.Показывает иллюстрации). На этих землях растут леса, - которые дают нам древесину. На полях растут зерновые и овощи. В горах добывают металлы. Глубоко в земле находят уголь, газ, нефть. Но земные ресурсы не бесконечны. Послушайте полинезийскую легенду о Земле.
Ребенок. Легенда «Земля, Небо и Боги».
В начале времен Земля и Небо были одним целым. Богов окружала темнота, царящая вокруг них, и они захотели все изменить. Они попросили Лес упереться головой в небо, а ногами в землю, и надавить на них. Небо сопротивлялось и начало бушевать, но Лес победил. Земля и Небо оказались навсегда разделены.
Воспитатель. И вот когда Земля разделилась с Небом, на ее поверхности образовался верхний, плодородный слой, он называется - почва.
Земля - это драгоценный дар, подаренный человеку. Разве нельзя назвать ее волшебницей? Она дает жизнь прекрасному цветку, выросшему из маленького семени. Разве не чаруют его резные листочки и разнообразие цвета, их формы и запахи? Все это, ребята, творчество Земли-матушки нашей. Из чего состоит почва?
Ребенок. В почве есть остатки от растений и животных, которые еще не разложились.
Ребенок. В почве есть остатки горных пород.
Ребенок. Там есть также различные микробы, бактерии, а еще простейшие организмы, например, мелкие почвенные клещи, насекомые, дождевые черви.
Воспитатель. А что получается в процессе разложения?
Ребенок. Получается перегной.
Воспитатель. Правильно, перегной играет большую роль в плодородии почвы. Плодородие - это основное свойство почвы. Плодородие почвы поддерживается мелкими и крупными организмами. Как это происходит?
Ребенок. Например, дождевые черви удобряют, разрыхляют почву, так они снабжают почву воздухом и водой.
Воспитатель. А кроме дождевых червей кто еще живет в земле?
Ребенок. Еще в земле живут кроты, землеройки, тихоходки, ногохвостки и др. Послушайте сказку о том, что крот, птица, цветок и пчела считают, что лучше их дома на свете нет ничего.
Выходят дети в костюмах крота, колокольчика, скворца и пчелы.
Крот. Как можно жить под таким противным ярким солнцем, которое выкатывается каждый день! Хотя бы один денек пропустило, так нет, каждый день светит, просто смотреть невозможно. Что может быть лучше моего подземелья? Здесь тихо, тепло и сыро.
Воспитатель. Все подземные жители были с ним абсолютно согласны, они все - жучки, червяки - были уверены, что их мир безопаснее любого наземного мира.
Пчела. Бедный крот, он никогда не видел, как красивы наши цветы, никогда не пил из них вкусный нектарный сок.
Крот. Нужен мне ваш нектар, толку от него никакого, только аппетит разыгрывается. Другое дело - упитанные личинки.
Скворец. На счет личинок совершенно с вами согласен. А не могли бы вы со мной поделиться? А то эти личинки так и норовят в земле спрятаться.
Колокольчик. Позвольте с вами не согласиться. Все, что вы говорите, - сущая ерунда. Вы все ошибаетесь. Кроту не нравятся нектар и солнце. Скворец так и парит под солнцем весь день. Он не представляет жизни под землей. А вот я живу и под землей и над землей. И горжусь этим!
Крот. Ишь, землю мою защищать вздумал. Ты и без нее проживешь - тебя поставь в стакан с водой, и будешь стоять как миленький. А вот я без землицы родненькой моей ни дня не смогу прожить.
Колокольчик. В стакане я проживу всего несколько дней, а в земле моя сила. Корни меня поят и кормят, пищу из земли добывают, но и солнце меня кормит.
Крот. И земля, между прочим, моя, его кормит, и солнце кормит, а что же ты такой тощий?
Колокольчик. А мне это ни к чему - толстым быть, у меня на листьях появляется особая пища, которую разносят легкие пчелы и насекомые, а весной из этой пыльцы вырастает много-много колокольчиков.
Пчела. Ну что вы спорите, друзья мои, никак не пойму, о чем спор? Неужели вы не знаете, что у каждого из нас на Земле свой дом и для нас он самый лучший!
Воспитатель. Ни крот, ни колокольчик не услышали, мудрую пчелу: крот скрылся под землей, а колокольчик уснул, убаюканный легким ветерком.
Скажите, какие почвы самые плодородные?
Ребенок. Самые плодородные - черноземные почвы, в них есть 20 % перегноя, и ее слой достигает двух метров.
Воспитатель. Ребята, каких врагов почвы вы знаете?
1 ребенок. Это эрозии. Они бывают водные и ветряные. Эрозия размывает и разрушает почву. А еще почва разрушается при неправильном использовании, нельзя на одном и том же месте часто использовать тяжелую технику. Она уплотняет землю, и туда не поступает воздух.
2 ребенок. А еще нельзя на одном и том же месте долго пасти скот. Нельзя сеять одни и те же культуры, их надо чередовать.
Воспитатель. Давайте проведем опыты.
Опыт 1. В стакан с водой опускаем частички почвы, размешиваем, вода становится мутной. Значит, почва растворяется в воде. Еще какая-то часть почвы осела на дно, а другая на поверхности, значит, одни почвы тяжелее, а другие легче. Опыт 2. Когда в стакан с водой мы опустили кусочки почвы, из воды появились маленькие пузырьки воздуха, значит, в почве есть воздух.
Опыт 3. Вместе с детьми мы взяли две пробы почвы, одна взята с тропинки, где ходят люди. А другая проба взята с клумбы. Значит, та почва, которая взята с тропинки, при опускании в воду почти не выделяет воздух. А почва, взятая из клумбы богата воздухом, так как из стакана выходит много пузырьков воздуха.
Опыт 4. На листке бумаги лежат кусочки почвы, подуем на нее. Кусочки земли разлетаются в разные стороны, значит, под воздействием ветра почву может уносить на какое-то расстояние.
Опыт 5. Возьмем две баночки с одинаковой почвой, в одну наливаем чистую, дождевую воду. А в другую баночку мыльную, грязную воду, здесь хорошо видна пена. Как вы думаете, в какой почве захотел бы жить крот? Из первой банки можно полить цветы и траву, а в грязной почве не смогло бы жить не одно животное или насекомое, засох бы цветок, и завяла трава от мертвой воды. Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей.
Воспитатель. Ребята, а зачем цветники обкладывают кирпичом?
Ребенок. Чтобы землю не разносило ветром и не размывало водой.
Воспитатель. Используя богатства Земли, мы облегчили нашу жизнь. Мы пользуемся химикатами, чтобы производить больше продуктов, но некоторые химикаты вредят почве. Люди засоряют землю мусором. Что вы думаете об этом?
Ребенок. Каждый из нас может сделать Землю более чистым и здоровым местом. Мы можем сажать деревья. Убирать мусор только в контейнер. Можно переработать и изготовить новые вещи из старых материалов.
Воспитатель. И закончить наше занятие хочется стихотворением:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем,
Трава с дождями.
Как дружит солнце Со всеми нами.
Давайте будем беречь планету Во всей Вселенной похожей нет.
Совсем одна -
Что будет делать без нас она!
Да, ребята, это в наших силах. И тогда наша Земля будет еще красивее и подарит нам еще много разных плодов.