яснова надежда
Конспект занятия «Зеленая аптека на службе человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы будем говорить о лекарственных травах, цветах, растениях, о тайнах природы, которые помогают нам наслаждаться, удивляться и конечно сохранять и укреплять здоровье.
«В родных лесах, полях
Где всё нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно
Так дышать.
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать».
Роберт Рождественский
Публикация «Конспект занятия „Зеленая аптека на службе человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Темочки
Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представление о лекарственных растениях. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастают лекарственные растения. Здесь можно увидеть и одуванчик, и крапиву, и подорожник, и тысячалистник, и клевер, и другие травы.
Все растения живут, растут рядом с нами, всегда готовы предоставлять нам свою помощь. Значимым компонентом развивающей среды любого дошкольного учреждения является природа, ландшафт. Характер цветников, огородов, участков, а также их расположение на территории детского сада крайне важны, как с точки зрения их роли в создании развивающей среды для ребенка, так и решении образовательных задач. Отсюда возникла идея проекта «Зеленной аптеки» в решении задач экологического образования и воспитании детей дошкольного возраста.
Приобретенная в детстве умение видеть растения, их красоту, простоту, умение узнавать в простой травке, цветке под ногами лекаря и помощника - вызывает глубокий интерес расширяется знания детей и может в будущем привести их в науку. Лечь в основу изучения ботаники, биологии, химии. Конкретные знания о растениях у детей можно образовывать только на основе их чувственного опыта – восприятия всеми органами чувств. Что способствует развитию сенсорных процессов, логического мышления и речи. Особенно большое значение для развития мышления и речи имеет наблюдение за растениями.
Наблюдая, как из семечка вырастает растение, как оно может помочь своими целебными свойствами, как образуется новое семечко – ребенок учатся беречь, понимать и любить природу, видеть и красоту и неповторимость, понимать значимость растений для человека.
Знакомясь с растениями в цветнике дети проводят посильную работу на земельном участке. Это развивает мышцы и укрепляет их нервную систему. Движение на свежем воздухе во время прогулок и наблюдений за лекарственными травами, цветами перепрыгивание через растения (чтобы не вытоптать) взбирание на пригорок, полив, рыхление физически развивают детей, делают их бодрыми и жизнерадостными. Что обеспечивает здоровьесбережение.
Вдыхая аромат лекарственных растений (аромотеропия, наполненная фитонцидами, так как многие растения их содержат организм ребенка оздоравливается. Также живая природа благоприятно воздействует на организм ребенка, способствует снятию стресса, физического и психогенного утомления, что оказывает оздоровляемый эффект.
Специфика нашей технологии является использование на протяжение всего проекта экологических рассказов В. Бианки «О травах», Ю. Дмитриева «Что в лесу растет»,
М. Пришвина «Золотой луг». Чтение легенд, сказок, стихов, загадок, пословиц, примет. Разгадывание кроссвордов, ребусов о лекарственных растениях.
Это циклы наблюдений за лекарственными травами, цветами, растениями, плодами на территории детского сада. Сначала узнаем растение, обращаем внимание на их цветение, окраску их цветов, запах, строение. А какая радость собирать урожай!
Целевые прогулки в наш городской парк, на пруд. Однако при этом предупреждаем детей, что надо помнить когда гуляешь в парке:
- если увидишь красивое, незнакомое растение с яркими плодами не спеши его срывать, оно может быть ядовитым;
- нельзя жевать первую попавшуюся травинку;
- увидевши не рвать незнакомые грибы; несъедобные грибы (мухоморы, поганки и д. р.) оставьте для обитателей парка они ими лечатся;
- каждый должен знать, что массовый сбор цветков в букеты – браконьерство?
- придя с прогулки из леса, парка, участка обязательно надо вымыть руки с мылом.
Постоянно беседуем о лекарственных растениях. Провели досуг «Внимание-опасно!», «Грибное царство-ягодное государство» - где обобщили и систематизировали знания о съедобных ягодах и ядовитых растениях («вороний глаз», «волчье лыко», «ландыш», «собачья петрушка»).
Наши дети знают:
1) съедобные и несъедобные грибы и ягоды;
2) отличают (различают) лекарственные растения от ядовитых;
3) могут оказать пострадавшему помощь;
4) знают правила поведения в природе.
Не малое место отводится играм по ознакомлению с лекарственными растениями. «Съедобное - несъедобное», «Вершки – корешки», «Узнай растение», «Четвертый лишний», «Расскажи по картинкам о безопасных правилах поведения в лесу», «Собери в корзинку лекарственные растения».
Лото, пазлы, кубики на тему: «В мире растений».
Экологические сценки, викторины. Игры объединяют детей на основе добрых дел.
Значительное место отведено творческим процессам (рисованию, лепке, аппликации и поделкам из природного материала).
Мы учимся заваривать из лекарственных трав чай, пьём напиток из шиповника, морс из клюквы, кисель из черной смороды, чай с лимоном и всеми любимый снежок.
Вся работа проводилась вместе с родителями.
Был собран бесценный материал и оформлены:
Постоянно обновляем информацию в уголке для родителей: «Выйди в природу другом», «Зеленая аптека».
Подготовили и провели беседы: «Аптека под окном», «Поклонись ягодке». Выпустили для родителей журнал «Вестник экологической безопасности».
Наше дошкольное учреждение ведет большую работу по экологическому воспитанию детей и безопасности.
И хочется верить, что наши воспитанники когда вырастут, будут бережно относиться к природе, и хранить все живое на земле.
В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям. И такой объект как «Зеленая аптека» позволяет без дополнительных финансовых возможностей выполнить основную роль в повышении эффективности экологического образования детей дошкольного возраста.