Светлана Голубинская
Здоровьесбережение и оздоровление детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по
формированию элементарных навыков здоровьесбережения и
оздоровления детей
дошкольного возраста.
Воспитатель: Голубинская С. В.
Актуальность.
«Здоровье — это не все, но все без здоровья — ничто».
Сократ
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Публикация «Здоровьесбережение и оздоровление детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% — от природного окружения, на 7-10 % — от уровня здравоохранения. Социально-гинетические, эпидемиологические, клиникосоциальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю. П. Лисицина, Ю. М. Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.
Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др., рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.
Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.
Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.
«Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции, — является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
ЦЕЛЬ: Воспитание здорового ребенка совместными усилиями ДОУ и семьи.
ЗАДАЧИ:
-формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств,
-создание условий для реализации потребностей детей в двигательной активности,
-воспитание потребности в здоровом образе жизни, -обеспечение физического и психического благополучия.
Методы оздоровления детей.
В процессе закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды, к изменениям температуры, погодных условий. Это достигается тренировкой сосудов поверхности тела, нервных окончаний воздействием разнообразных физических средств, природных факторов.
Закаливание не только повышает устойчивость человека к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Существующие методы закаливания можно разделить на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Из первых наиболее удобными для реализации у детей любого возраста, физиологически обоснованными и уже давно доказавшими свою действенность являются методы закаливания воздухом.
Воздух оказывает влияние практически на все функции организма: улучшает работу сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и других систем организма. Особенно ярко его влияние проявляется в состоянии центральной нервной системы, он служит эффективным средством укрепления здоровья. Вот характеризует его значение русский врач В. Н. Дмитриев: «Проветривание легких чистым воздухом есть наилучшая гарантия против заболевания. Нужно считать не часы, отводимые для пребывания на свежем воздухе, а наоборот, часы, проводимые в комнатах и считать их потерянным временем или даже хуже всего того-временем, приносящим зло вместо добра.»
Утренняя гимнастика проводится с детьми на улице, чтобы увеличить пребывание детей на свежем воздухе.
Ежедневные прогулки и физкультурные занятия, выполняемые детьми, являются эффективным методом закаливания. Прогулки должны быть полноценными по продолжительности и по активной мышечной деятельности.
Эффективным методом закаливания является босохождение, которое проводится после дневного сна во время гимнастики, а также практикуется летом на участке детского сада.
Животворные свойства солнечных лучей человек узнал давно: «Куда часто заходил Солнце, туда редко заглядывает врач» - говорит народная мудрость. Надо всемирно использовать возможность пребывания детей на солнце, чтобы исключить солнечное голодание, при котором в организме детей снижается прочность костной ткани, повышается восприимчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, обостряются хронические протекающие заболевания, снижается умственная и физическая работоспособность.
Вода, как средство закаливания используется с древних пор и представляет собой более сильное средство, чем воздух. Водные процедуры доставляют детям радость и оказывают оздоровительный эффект. К ним относят умывание после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой.
Солнце воздух и вода должны быть друзьями ребенка с первых дней его жизни и наша задача - сделать все возможное для гармоничного вхождения этих природных факторов в жизнь каждого ребенка.
Проводится дыхательная гимнастика, которая укрепляет и оздоравливает систему дыхания, благотворно действует на нервную систему.
Для стопотерапии используются массажные резиновые коврики, коврики с нашитыми пуговицами, дорожка с шишками другие средства для раздражения жизненноважных точек, находящихся на стопе. Стопотерапией удобно заниматься с детьми до сна и после него с трехлетнего возраста.
Детей учим самомассажу и взаимному массажу.
Самомассаж - по методу Уманской (точечный массаж).
Самомассаж (разминание) ступней.
Эти два вида самомассажа удобно проводить после дневного сна.
Прежде чем обучать малышей взаимному массажу, их нужно научить оказывать помощь товарищу, держа его за руку. Надо формировать умение замечать душевное состояние другого человека, стремление оказать ему поддержку. («Ребята, посмотрите на Олю. Вы тоже заметили, она грустная. Давайте ей поможем: встанем в кружок, возьмемся за руки. Мы любим Олю, представим себя теплыми, ласковыми солнышками. Подарим Оле свой ласковый лучик, согреем, порадуем ее. Гляньте, наша Оля улыбнулась, ей стало легче»).
Дети охотно и быстро обучаются приемам массажа. Прежде всего, их надо научить «разминанию» мышц задней поверхности шеи и плечевого пояса. Увы, головная боль стала бичом наших современников — и взрослых, и детей. Надо не только показать детям простые и доступные приемы этого массажа, но и объяснить: «вы - маленький волшебник, вы - добрый волшебник и творите доброе чудо: ваши ласковые ручки согреют, приласкают шею, плечи товарища - и у него будет ясная, светлая головка, он улыбнется - и вам станет радостно и хорошо».
Детей надо учить гладить, разминать, трясти руки друг друга - это нормализует деятельность сердечно - сосудистой системы.
Учу приемам массажа ступней ног и самих ног.
Во время массажа спрашиваю у детей - «массажистов» и «пациентов», что они чувствуют, подвожу малышей к мысли - заботиться о другом, поддерживать другого - радостно, интересно и приятно.
Эти приемы способствуют значительной гармонизации межчеловеческих отношений. Начинать нужно всегда с малого и понятного детям, с того что дети легче принимают.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников.
Профилактика
1. Точечный массаж по методу Уманской
2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
3. Комплексы по профилактике плоскостопия
4. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
5. Дыхательная гимнастика
6. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
7. Прогулки + динамический час
8. Закаливание:
• Сои без маек
• Ходьба босиком
• Полоскание полости рта
• Обширное умывание
• Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, но влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодосолевым раствором или травяными настоями)
10. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения па коррекцию плоскостопия
Мероприятия па период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1. Чесночные кулоны
2. Употребление в пищу лука и чеснока
Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому я соблюдаю:
• Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
• Рациональную неперегревающую одежду детей
• Соблюдение режима прогулок во все времена года
• Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
Рижский метод закаливания
На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встает на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание. Ребё нок должен:
• Открыть кран с водой, намочил» правую ладошку и провести ею от копчиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
• Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, скачать «раз».
• Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди сказать «раз».
• Намочить обе ладошки и умыть лицо.
• Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо,
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.
2. Сон без маечек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже + 14 градусов Цельсия.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
• Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров.
• Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно 01 щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
• Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Введена тетрадь закаливания, где я веду учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы).
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Группы раннего возраста
1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
2. Утренняя гимнастика-8.10
3. Точечный массаж в игровой форме
4. Постепенное обучение полосканию рта
5. Прогулка: дневная 10.00- 11.10; вечерняя 17.30- 18.30
6. Оптимальный двигательный режим
7. «Чесночные» кулоны (с октября по апрель)
8. Употребление в пищу лука и чеснока
9. Сон без маек
10. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
11. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
2 младшая группа
1. Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
2. Утренняя гимнастика в группе 8.15
3. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака
4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
5. Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
6. «Чесночные» кулоны
7. Употребление в пищу лука и чеснока
8. Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
9. Оптимальный двигательный режим
10. Сон без маек
11. Дыхательная гимнастика в кровати
12. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
13. Закаливание: рижский метод закаливания
14. Элементы обширного умывания
Средняя группа
1. Приём детей на улице (при температуре до-15°)
2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака
4. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
6. Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
7. «Чесночные» кулоны
8. Употребление в пищу лука и чеснока
9. Прогулки: дневная 10.15 - 11.50; вечерняя 17.30 - 18.30
10. Оптимальный двигательный режим
11. Сон без маек и подушек
12. Дыхательная гимнастика в кроватях
13. Закаливание: рижский метод
14. Обширное умывание, ходьба босиком
15. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
Старший дошкольный возраст
1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
3. Точечный массаж по методике У майской до завтрака
4. Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
6. «Чесночные» кулоны
7. Употребление в пищу лука и чеснока
8. Прогулки: утренняя 7.00 - 8.00; дневная 10.45 -12.10; вечерняя 17.45 - 18.30
9. Оптимальный двигательный режим
10. Сон без маек
11. Дыхательная гимнастика в кроватях
12. Закаливание: рижский метод
13. Обширное умывание, ходьба босиком
14. Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда, хотя мы объясняем и детям, и родителям, что нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т. п.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Они очень маленькие и живые (рисунок).
Они попадают в организм и вызывают болезни.
Они живут на грязных руках.
Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет - и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным Постой-ка, у тебя горячий лоб, Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду. Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику и тоже использовать художественное слово.
По утрам зарядку делай.
Будешь сильным.
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Мне гимнастика нужна.
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с гобой
Будем заниматься.
Обязательно проводить гимнастику после дневного сна и упражнения дыхательной гимнастики. Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, проводить корригирующую гимнастику, чаше играть в подвижные игры, для чего иметь в группе атрибуты дли таких игр. Все это должно находиться в физкультурном уголке,
В-четвертых, культура питания. Обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика", рассматривание и обсуждение картинок к играм:
"Осторожно, вирус", "Будь здоров!"
Отсюда вывод: Нельзя
- пробовать все подряд
- есть и нить на улице
- есть немытое
- есть грязными руками.
- давать кусать
- гладить животных во время еды
-есть много сладкого.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны,.
Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово,
Никогда не унываю
И улыбка на лине,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только но утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Полезно в работе опираться на сказку Чуковского "Доктор Айболит". Игрушки - зверята приходят со своими жалобами. Выяснить, почему гак получилось и как им можно помочь.
Темы для игровых ситуаций можно выбрать из детской энциклопедии "Расти здоровым". Там весь материал доступен для детей и очень полечен. В беседе "Здоровье и болезнь" дети могут рассказать друг другу, что они знают о болезнях; как они чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Цель такой беседы - определить, что дети - знают о болезнях; научить избегать их; учить считаться с плохим самочувствием другого человека. Хорошо помогают в формировании здорового образа жизни игры по ОКЖ и ПДЦ.
Полезно рассматривание ситуаций, связанных с основными правилами гигиенического поведения, предложенные в книге Зайцева "Уроки Мойдодыра".
Когда дети усвоят все десять уроков из этой книги, надо наблюдать, как дети используют эти знания.